Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец Шемякин Григорий Мелентьевич



Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Шемякин Григорий Мелентьевич

Герой Советского Союза Шемякин Григорий Мелентьевич


Григорий Мелентьевич Шемякин- стрелок 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии 16-й армии Западного фронта, красноармеец.

Родился 25 декабря 1906 года в городе Каракол, ныне - Пржевальск Иссык-Кульской области Киргизии, в крестьянской семье. Русский. Окончил 8 классов. Работал мелиоратором.

В Красной Армии с июля 1941 года. С этого же времени на фронте.

Стрелок 1075-го стрелкового полка (316-я стрелковая дивизия, 16-я армия, Западный фронт) красноармеец Шемякин Г.М. в бою у железнодорожного разъезда Дубосеково (Волоколамский район Московской области) 16 ноября 1941 года в составе группы истребителей танков во главе с политруком В.Г. Клочковым участвовал в отражении многочисленных атак противника. Группа уничтожила 18 вражеских танков. В этом бою Г.М.Шемякин был тяжело ранен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство красноармейцу Шемякину Григорию Мелентьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1037). После излечения продолжил службу в 48-м артиллерийском полку. 7 ноября 1942 года ему были вручены медаль "Золотая Звезда" и орден Ленина.

После окончания войны старшина Шемякин демобилизован. Жил в городе Алма-Ата. Скончался 25 октября 1973 года.В деревне Нелидово Волоколамского района Московской области открыт музей, посвящённый Героям-панфиловцам.

На месте подвига 28-и панфиловцев воздвигнут мемориал.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Шемякин Григорий Мелентьевич

Из очерка А. Кривицкого «О 28 павших героях»(Газета «Красная звезда» от 22 января 1942 г.)

«Это было 16 ноября. Панцирные колонны врага находились у Волоколамского шоссе...

Полк Капрова занимал оборону на линии: высота «251» — деревня Петелино — разъезд Дубосеково. На левом фланге, седлая железную дорогу, находилось пехотное подразделение...

...Используя скрытные подступы на левом фланге обороны полка, туда устремилась рота фашистов. Они не думали встретить серьезное сопротивление. Бойцы безмолвно следили за приближающимися автоматчиками. Точно распределили цели. Гитлеровцы шли, как па прогулку, во весь рост. От окопа их отделяло уже только 150 метров. Вокруг царила странная, неестественная тишина. Сержант заложил два пальца в рот, и внезапно раздался русский молодецкий посвист. Это было так неожиданно, что на какое-то мгновение автоматчики остановились. Затрещали паши ручные пулеметы и винтовочные залпы. Меткий огонь сразу опустошил ряды фашистов.

Атака автоматчиков отбита. Более семидесяти вражеских трупов валяется недалеко от окопа. Лица уставших бойцов задымлены порохом, люди счастливы, что достойно померились силами с врагом, но не знают они еще своей судьбы, не ведают, что главное — впереди.

Танки! Двадцать бронированных чудовищ движутся к рубежу, обороняемому двадцатью восемью гвардейцами.

Бойцы переглянулись. Предстоял слишком неравный бой...

...Бой длился более четырех часов, и бронированный кулак фашистов по мог прорваться через рубеж, обороняемый гвардейцами. На противотанковых ружей храбрецы подбивали вражеские машины, зажигали их бутылками с горючим. Ужо четырнадцать танков неподвижно застыли на ноле боя. Но уже убит боец Емцов, истекает кровью Петренко, лежа на соломе, покрывающей дно окопа, мертвы Конкин, Тимофеев и Трофимов. В этот миг в сумеречной дымке показался второй эшелон танков. Среди них — несколько тяжелых. Тридцать новых машин насчитал Клочков.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Шемякин Григорий Мелентьевич

Сомнений не было — они шли к железнодорожному разъезду, к окопу смельчаков...

...Воспаленными от напряжения глазами Клочков посмотрел на товарищей.

— Тридцать танков, друзья,— сказал он бойцам,— придется всем нам умереть, наверно. Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!

Танки двигались к окопу. Раненый Бондаренко, пригнувшись к Клочкову, обнял его невредимой рукой и сказал: «Давай поцелуемся...» И все они, кто был в окопе, перецеловались, и вскинули ружья, и приготовили гранаты. Танки все ближе и ближе. Вот они уже у самого окопа. Им навстречу поднимаются бесстрашные.

Тридцать минут идет бой, и нет уже боеприпасов у смельчаков. Один за другим они выходят из строя. Гибнет Москаленко под гусеницами танка, царапая голыми руками его стальные траки. Прямо на дуло вражеского пулемета идет Кожебергенов. Подбито и горит около десятка танков. Клочков, сжимая последнюю связку гранат, бежит к тяжелой машине только что подмявшей под себя Безродного. Политрук успевает перебить гусеницу чудовища и, пронзенный пулями, опускается па землю...

...Все это рассказал Натаров, лежавший уже на смертном одре. Его разыскали недавно в госпитале».

Из наградного листа рядового Г. М. Шемякина

«Товарищ Шемякин в составе 1075-го ныне гвардейского стрелкового полка не один раз участвовал в жестоких схватках с врагом. Он горел ненавистью к врагу, посягнувшему на счастливую свободную жизнь советского народа, и любовью к нашей Родине. Всегда был мужественным, храбрым и дисциплинированным бойцом полка.

Полк, защищая подступы к родной столице, наносил жестокие удары по врагу в открытом бою, несмотря на это, враг, истекая кровью, рвался к Москве.

16 ноября 1941 года гитлеровцы вновь бросили в атаку крупные силы, пытаясь прорваться к Москве.

На участок у разъезда Дубосеково, который защищали 28 героев 4-й роты, враг после отбитой атаки автоматчиков бросил 50 танков. Завязался напряженный бой. 28 героев, возглавленных политруком Клочковым, в числе которых был и товарищ Шемякин, не дрогнув, приняли бой. Все геройски сложили свои головы, но сожгли 18 танков и не пропустили врага».

Из рассказа участника легендарного боя 28 гвардейцев-панфиловцев Г. М. Шемякина («Казахстанская правда» от 15 января 1944 г.)

Наступил решающий момент. Мы, двадцати восемь гвардейцев, вызвавшихся из разных рот добровольно составить группу истребителей танков, готовили свои позиции — рыли окопы, маскировали окружающую местность.

Смотрим, внезапно появился сам генерал.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Шемякин Григорий Мелентьевич

—Тут не место — сказал он. И разъяснил, что сюда обязательно могут налететь вражеские самолеты и, конечно, разбомбят. Он распорядился выдвинуться метров на 200 вперед и там укрепляться. Это было невдалеке от разъезда Дубосеково. Генерал-майор Панфилов лег на землю, осмотрел все кругом и сказал, что тут самое подходящее место.

...Наконец утром 16 ноября над нами появилось 35 вражеских самолетов. Они начали бомбить как раз то место, где мы сначала готовили себе оборону... Вскоре показались автоматчики. Их было больше ста... Расстояние между нами и гитлеровцами сократилось примерно до 50 метров. Сержант... резким свистом подал сигнал. Фашисты оторопело остановились, а мы открыли ураганный огонь. Автоматчики, как снопы, валились на землю. Около 80 гитлеровских солдат и офицеров остались лежать на поляне. Остальные убежали назад.




После автоматчиков на нас двинулись танки. 20 машин мы насчитали.

— Товарищи, — услышали мы голос политрука Клочкова,— немного танков. На каждого брата и по танку не приходится...

Завязался бой. В ход пущены все боевые сродства и пулеметы, и противотанковые ружья, и винтовки, и гранаты, и бутылки с горючей смесью. Наши бойцы дрались, как львы.

Из двадцати вражеских танков осталось только пять, которые повернули назад.

Но опять показались 30 других танков. Кто-то заметил, что теперь приходится танков больше на брата.

-- Ничего, братья, — подбадривал политрук. - не страшно. Не хватает на каждого брата по два танка.

И тут мы услышали пронизывающие душу советского патриота пламенные слова. Политрук Клочков сказал:
Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!

Пуще прежнего разгорелся бой. Вражеские танки наседали на нас. Несмотря на большие потери, фашисты лезли на нашу оборону, пытаясь прорваться вперед. Но горстка гвардейцев-панфиловцев геройски сражалась с врагом. Не чувствуя боли осколочных и пулевых ран, советские смельчаки беспощадно уничтожали стальные чудовища.

На меня двинулись сразу две вражеские машины. Под одну я бросил гранату и перебил ей гусеницу. Другая же двигалась вперед в вот-вот подомнет меня под свои гусеницы. Я падаю в окоп, над головой заскрежетали гусеницы.

Только танк перешел мой окоп —бросаю в него бутылку с горючей жидкостью. Стальное чудовище факелом запылало, раздался взрыв страшной силы. Я потерял сознание.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Шемякин Григорий Мелентьевич

Очнулся и не могу понять: где я и что со мной.

— Ну, этот будет жив,— сказал человек в белом халате, стоявший около моей конки.

Оказалось, что я в госпитале.

Долго пришлось лечиться: я был серьезно ранен и сильно контужен. Лишь 26 марта 1942 года я настоял отправить меня па передовые позиции. В этот раз я попал на Ленинградский фронт.

Что сталось с остальными товарищами из группы 28, мне неизвестно было...»

Из наградного листа рядового Г. М. Шемякина

«За проявленные доблесть, мужество и героизм товарищ Шемякин достоин присвоении звания Героя Советского Союза».

Представление к награде датировало 25 апреля 1942 года и подписано командиром полка полковником Ильей Васильевичем Кировым и батальонным комиссаром Ахмеджаном Мухамедьяровым. По этому представлению Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года Г. М„ Шемякину было присвоено знание Героя Советского Союза.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Шемякин Григорий Мелентьевич

После излечения от контузии и ранения в госпитале его направили в 48-й артиллерийский полк. По специальному приглашению славный воин посетил родную дивизию и здесь на торжественном митинге 7 ноября 1942 года ему вручили «Золотую Звезду» и орден Ленина. Получая почетную награду Родины, Григорий Мелентьевич взволнованно произнес:

— Я не нахожу слов, чтобы выразить то чувство радости, которое охватывает меня сегодня, в день 25-й годовщины Октября, в день, когда меня, простого русского человека, удостоили чести получить высокую правительственную награду «Золотую Звезду» и орден Ленина. Я заверяю вас, боевые друзья, что награду я оправдаю. Многими человеческими жизнями поплатит Гитлер за те муки и страдания, которые он причинил своей бандой убийц и насильников нашему свободолюбивому народу. Я беспощадно буду мстить фашистским извергам за их злодеяния и насилие.

Как выяснилось позднее, погибли не все 28 панфиловцев. Кроме Шемякина, несмотря на тяжелые ранения, остались в живых, как бы воскреснув из мертвых, Илларион Романович Васильев, Иван Демидович Шадрин и четвертый из героических участников боя у Дубосеково Дмитрий Фомич Трофимов, который умер уже после войны в Кисловодске, где находился на лечении.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Шемякин Григорий Мелентьевич

В конце 1942 года Григорий Мелентьевич из-за ухудшения здоровья снова вынужден был лечь в госпиталь, затем служил в тыловых частях. В 1943 году некоторое время учился во Фрунзенском пехотном училище. Вместо с другими своими однополчанами он не уставал напоминать живым об уроках прошлого, свято чтя память павших героев, рассказывал о боевом пути гвардейской Панфиловской дивизии, не жалел энергии, чтобы возбудить в людях стремление к патриотическому ратному порыву и ударному труду. Когда в январе сорок третьего года он посетил в Прииссыккулье родной колхоз, газета «Советская Киргизия» писала:

«Колхозники артели имени Ворошилова Дарханского сельсовета объявили стахановски вахты имени гвардейца Шемякина. 70-летний Мурза Годжиев, став на вахту, выработал три с лишним нормы. Старый кузнец Сайков перевыполнил задание в пять раз. Работавшие на очистке семенного зерна колхозники резко повысили производительность труда».

Или вот относящаяся к той же поре заметка о выступлении Героя-панфиловца на общегородском митинге в Пржевальске:

«Яркую речь на русском и киргизском языках произнес ТОВ. Шемякин. Он рассказал о боевых делах 28 гвардейцев-панфиловцев и бойцов Красной Армии, призвал трудящихся города самоотверженно трудиться на благо Социалистической Родины ».

Не прекращал Григорий Мелентьевич военно-патриотической работы и не терял связи со своей, прославленной дивизией и после увольнения по состоянию здоровья из армии. Вместо с Илларионом Васильевым он был почетным гостем на торжественном юбилее Панфиловской дивизии, вместе со своим боевым побратимом он стоял тогда на часах у монумента Василию Клочкову. Летописец Панфиловской, бывший военный корреспондент А. Кривицкий, вспоминая об этом торжестве, написал проникновенные строки о волнующей церемонии выноса знамени легендарной дивизии, которыми нам и хотелось бы завершить наш рассказ.

«Потемневшее от порохового дыма, простреленное знамя — вечная душа гвардейской части. Оно символизирует в нашей армии Государственный флаг Советского Союза.

В огромном зале, наполненном солдатами, офицерами, делегатами Москвы, которую обороняла дивизия, Казахстана, где она формировалась, Киргизии и Узбекистана, где живут многие ее ветераны, происходила волнующая церемония выноса знамени.

Люди замерли, когда в широко распахнутых дверях, сжимая древко алого стяга, появился первый комиссар дивизии Сергей Александрович Егоров. Поседевший, в штатском костюме, но с поенной выправкой, он твердо шагал, сопровождаемый ассистентами и караулом.

Неотрывно глядели па боевое знамя молодые панфиловцы и старые ветераны...

То были минуты высокого воинского одухотворения, и что только не вспомнилось ветеранам за это время, и какое благоговение было во взорах нового поколения панфиловцев, застывших в молчании перед своим знаменем, пронесенным первым комиссаром дивизии!..»

А. ЖИРКОВ


Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent