Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец Якубов Осмон



Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец   Якубов Осмон

Герой Советского Союза Якубов Осмон


Осмон Якубов родился в 1911 году в селе Найман Халдыванбекского района Андижанской области Узбекской ССР в семье учителя. В 1926 году вместе с родителями переехал в село Тогуа-Булак Узгенского района Ошской области Киргизской ССР. Киргиз. Комсомолец. Принимал активное участие в организации колхоза «Кызыл Октябрь». По призыву комсомола в 1940 —1941 годах работал на строительстве Отуз- Адырского канала. В ряды Советской Армии призван в декабре 1941 года. Гвардии ефрейтор. Стрелок-автоматчик.

Свой боевой путь начал у стен Сталинграда. Затем сражался на многих фронтах. Дважды был ранен, но вновь возвращался в строй.

Очищая от противника населенный пункт Орехи Витебской области, в завязавшейся рукопашной схватке пал смертью храбрых. Советское правительство высоко оценило боевые заслуги я мужество бесстрашного воина. 22 июля 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Имя Героя носят одна из улиц села Тогуз-Булак Узггнского района Ошской области, местная средняя школа и пионерская дружина.

ЯРОСТЬ БЛАГОРОДНАЯ

Разно складывались солдатские судьбы на войне. Одному довелось пройти ее от первого дня до последнего, испытав и жгущую сердце горечь отступления, ибо оставлялись врагу дорогие сердцу каждому поля и города советской земли, И радость неудержимого, сокрушительного натиска, ибо сметалась с родной земли фашистская нечисть.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец   Якубов Осмон

Другой же солдат по сути и повоевать не успел, оборвалась его жизнь от первой встреченной вражеской нули, от первого же случайного осколка снаряда... И какой мерой, каким сроком оценить: долог ли путь солдата на войне, короток ли? Да и только ли временем оценивается этот путь? Вряд ли. Скорее всего - исполненным солдатским долгом.

Меньше года оставалось до бессмертного Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне, когда принял последний свой бой гвардии ефрейтор Осмон Якубов. Имел к тому времени тридцатитрехлетний стрелок-автоматчик первого стрелкового батальона 201-го гвардейского полка 67-й стрелковой дивизии 1-го Прибалтийского фронта два ранения, недолгие госпитальные передышки, медаль «За отвагу» и солдатскую дорогу от стен овеянного славой Сталинграда почти до самых границ Союза Советских Социалистических Республик.

А кроме того, за плечами Осмола Якубова было 16 лет комсомольского стажа, активное участие в организации первого колхоза «Кызыл Октябрь» в ныне Узгенском районе Ошской области и, но призыву Ленинского комсомола, строительство одного из первых в нашей горной республике Отуз-Адырского оросительного капала...

Мы, поколение советских людей, родившиеся уже после победоносно завершившейся Великой Отечественной войны, судим, как правило, о предшествовавших нам событиях по многочисленным документальным и художественным книгам, кинофильмам, по старым газетным выступлениям и архивным публикациям, по рассказам непосредственных очевидцев. И суждение это сформировалось у подавляющей части нашего поколении примерно одинаково, лишь с различной степенью природного воображения. И потому вот эти две коротеньких информации о том, что Осмон Якубов принимал самое активное участие в организации первого в районе колхоза «Кызыл Октябрь», что Осмон Якубов работал на строительстве одного из первых в республике каналов,— так вот даже эти две коротенькие информации позволяют нам достаточно уверенно нарисовать весьма объемный портрет участвовавший в тех событиях человека. Тем более, что совсем недавно каждый из нас был свидетелем грандиозного строительства Байкало-Амурской магистрали, свидетелем беспримерного мужества, организаторских способностей, умении подчинить свои личные интересы интересам общества...
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец   Якубов Осмон

А теперь представим себе человека, которому довелось все эти качества продемонстрировать в грозные 20—30-е годы на юге нашей республики, когда в приграничных районах и в отдаленных горных кишлаках свирепствовали недобитые, отличавшиеся особой жестокостью басмаческие банды; когда не то, что шагающие экскаваторы, а и первые маломощные тракторы «фордзоны» представлялись диковинкой, и не о них мечтали в первых коллективных хозяйствах, пеклись о лошадях и кетменях, чтобы эффективнее использовать обыкновенную человеческую силу и небывалый энтузиазм. Ибо обустраивалась наконец-то своя, родная земля. И потому защищали ее от басмачей, от баев и манапов с особым бесстрашием и яростью, как защищают справедливость; и любили ее с особым восторгом и нежностью, как мать и отец любят своего ребенка.

Все это испытал комсомолец Осмон Якубов, защищая от басмаческих поджогов колхозное зернохранилище, уворачиваясь от пущенных из-за угла басмаческих пуль, до кровавых мозолей вгрызаясь в иссушенную веками азиат¬скую землю, чтобы вдосталь напоить ее, чтобы наконец-то смогла она одарить человека свободного труда полновесным и таким желанным урожаем.

Он успел многое повидать к своим тридцати трем годам и многому дать выверенную кровью и потом а потому самую точную оценку. И именно поэтому мы называем верхом кощунства рассуждении иных западных идеологов и советологов о якобы некоем фанатизме советских людей в годы Великой Отечественной войны. Нот, это отнюдь не фанатизм. «Это обыкновенная защита своего собственного дома, своей семьи, своего счастья наконец, от чужеземного посягательства. И совсем уж просто понять любому непредвзятому наблюдателю, что для каждого советского человека после Великого Октября его домом, его семьей стала вся страна, весь народ...




Это истоки подвига Осмона Якубова, как, впрочем, и всех советских людей в годы священной войны с фашизмом, истоки его благородной ярости, с которой вел он последний свой бой за освобождение белорусского села Орехи.

В тот летний день 201-й гвардейский полк 67-й стрелковой дивизии 1-го Прибалтийского фронта получил боевую задачу произвести разведку боем в сильно укрепленном фашистами в районе Сиротино- Орша, Витебской области и перейти в наступление.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец   Якубов Осмон

Нет, это еще не было началом операция «Багратион», осуществление которой позволяло советским войскам за короткий срок очистить истерзанную гитлеровской оккупацией Белоруссию от фашистской нечисти. В воспоминаниях крупнейших наших военачальников Г. К. Жукова и А. М. Василевского эти сокрушительные атаки советских солдат названы буднично просто: 22—23 июля войска Красной Армии провели разводку боем, которая позволила уточнить качество и количество оборонительных укреплений противника. Кроме того, у Георгия Константиновича высказано сожаление по поводу сложившихся в те дни погодных условий: моросящий дождь, чрезвычайно низкая сплошная облачность, что для советского командования практически исключало использование авиации, преимущество которой над фашистской к тому времени становились все более ощутимым.

Таким образом, основная нагрузка на первой стадии операции «Багратион» легла на плечи артиллеристов, танкистов и, конечно же, в самую первую очередь на плечи «царицы полей» — пехоты.

Естественно, рядовые солдаты не были посвящены и тонкости и детали начавшейся грандиозной операции. Да и не могли быть посвящены. Они просто знали, что их гвардейский полк в составе 67-й стрелковой дивизии должен произвести разведку боем в районе Сиротино — Орша. А еще они знали и верили, что осталось пережить не очень много дней, чтобы наконец-то выйти к Государственной границе СССР.

Поэтому подавляющее большинство личного состава 201-го гвардейского стрелкового полка знало только одну-единственную задачу — захватить у противника небольшое белорусское село Орехи, очистить его от неприятеля, а там будет новый приказ, который так же, как и предыдущие, необходимо выполнить безукоснительно: ценой ли современной выучки, ценой ли смекалки и бесстрашия и даже ценой собственной жизни.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец   Якубов Осмон

Гвардии ефрейтор Якубов при проведении разведки боем первым ворвался в траншею противника. Когда дальнейшее продвижение вперед остановил огонь пулемета, Якубов вызвался уничтожить огневую точку.

Не спеши...

Долгов посмотрел на одного из своих бойцов и тот быстро приготовил связку гранат. Осмон без слов поняв своего командира, за это время сменил автоматные диски. Командир взвода кивнул ему на небольшую ложбинку, которая хоть как-нибудь могла прикрыть распластавшегося солдата.

—Не спеши... еще раз повторил Долгов,— надо действовать наверняка.

Никто не знает, насколько долгим расстоянием показались ефрейтору Осмолу Якубову

— Товарищ командир, разрешите мне? — Осмон Якубов бросил просящий взгляд в сторону своего командира взвода Долгова, лежавшего неподалеку.

Те несколько десятков метров, что отделяли его от фашистского дзота, пока он подбирался к нему ползком, прячась в малейшие бугорки и кочки, скатываясь в неглубокие канавки, проделанные по весне талой водой. Да и навряд ли он отмерял это небольшое расстояние, отделяющее жизнь oт смерти с такой обнаженной очевидностью.
Преодолев еще несколько метров. Осмон Якубов остановился, перевел дыхание, заставил себя успокоиться.

Изрыгающая смертоносный огонь амбразура была совсем рядом, и так хотелось поскорее покончить с дзотом. Но Осмон понимал: он должен, обязан исключить даже один шанс из тысячи, что дзот фашистов продолжит стрельбу по его товарищам. «Не спеши»,— повторил он про себя слова командира взвода Долгова, чуть подался назад, сжимая тело я тугую пружину, широко размахнулся я послал связку гранат в огнедышащую черную дыру.

Оглушительный взрыв потряс землю, вязкий дым как будто вобрал в себя пулеметную дробь вражеского дзота, на какое-то мгновение воцарив тишину. Но уже в следующее мгновение полуконтуженного Осмона Якубова подняло с земли лавинное «Ура-а!» его товарищей-солдат, в он вместе с ними ринулся продолжать атаку, преследуя беспорядочно разбегавшихся гитлеровцев и щадя лишь тех, кто успевал повернуться лицом к атакующим и безоружным поднять вверх руки
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец   Якубов Осмон

Закончились патроны у Осмона Якубова. Но фашисты в двух-трех шагах, они целятся в тебя, не оставляя ни пол мгновения на то, чтобы передохнуть, заменить диск... Ухватив автомат за кожух ствола, Осмон продолжал крушить врагов, прикладом сбивая ненавистные железные каски. И вдруг словно наткнулся на что-то жесткое, горячее, разрывающее грудь. Он успел сделать еще несколько шагов вперед, увлекая за собой товарищей в последнюю в своей жизни атаку...

...Средняя школа «Кызыл Октябрь» в Узгенском районе Ошской области названа именем Героя Советского Союза Осмона Якубова. У входа в здание в увеличенном портрете замер навсегда оставшийся тридцатитрехлетним солдат Советской Армии, один из тех, чья благородная ярость, вскипев волною, смела с нашей родной земли фашистскую нечисть.

А. АЛЯНЧИКОВ


Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent