Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец Бегельдинов Талгат Якубекович



Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Бегельдинов Талгат Якубекович

Герой Советского Союза Бегельдинов Талгат Якубекович


Талгат Якубекович Бегельдинов родился в 1922 году в городе Фрунзе Киргизской ССР в семье рабочего. Казах. Член КПСС. После окончания средней школы и аэроклуба в городе Фрунзе поступил в Чкаловское военно-авиационное училище. Гвардии старший лейтенант. Летчик-штурмовик. Командир эскадрильи.

В Великой Отечественной войне участвовал с осени 1942 года и до ее окончания. Более 300 боевых вылетов совершил Талгат Бегельдинов за время войны.

25 октября 1944 года за исключительное мужество был удостоен звания Героя Советского Сою­за. Второй медалью «Золотая Звезда» награжден 27 июня 1945 года.

За боевые подвиги награжден орденами Красного

Знамени, Славы III степени, Отечественной войны I и II степени, Александра Невского.

После войны окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. В 1956 году уволился в запас. Жил в городе Алма-Ате, работал председателем Добровольного общества автомотолюбителей Казахской ССР.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Бегельдинов Талгат Якубекович

Дважды Герою Советского Союза полковнику Талгату Якубековичу Бегельдинову на родине в городе Фрунзе установлен бронзовый бюст.

НА БОЕВОМ КУРСЕ

В самолет ударило сразу два снаряда. Вспыхнул мотор, перестало действовать руле­вое управление. Всю кабину заволокло густым едким дымом. Стало нестерпимо жарко. Маши­на резко пошла вниз.

— Прыгай! — крикнул летчик Талгат Бе- гельдинов стрелку-радисту Яковенко.

Выждав несколько секунд, пока стрелок выбросится из машины, Бегельдинов перева­лился через борт падающего самолета. Ветер с силой рванул его в сторону. Над головой качнулся парашют. И в тот же момент где-то рядом заработал пулемет. Бегельдинов поднял голову и замер: над ним кружил «мессершмитт». Фашист стрелял короткими очередями, стараясь попасть в парашютиста.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Бегельдинов Талгат Якубекович

Раненый летчик очнулся уже на земле. Вокруг была удивительная тишина. И Талгату вдруг почудилось, что он уже не на фронте, а у себя дома, что кончилась фронтовая, беспо­койная жизнь.

— Жив, товарищ командир? — раздался неожиданно взволнованный голос Яковенко.

Рана оказалась не тяжелой. Летчик встал, осмотрелся. Затем вынул карту, измерил рас­стояние. Да, они далеко за линией фронта, в пригородном лесу захваченного фашистами Харькова.

— Надо бежать, товарищ лейтенант!

— Поздно. Нас наверняка уже ищут. Луч­ше спрячемся здесь. Фашисты меньше всего будут думать, что мы останемся на месте...

Они зарылись в сухие ветки. Вскоре послы­шались голоса. Они то приближались, то уда­лялись. Совсем рядом прошуршали чьи-то шаги. Бегельдинов до боли сжал в руке пистолет, затаил дыхание... Но шаги медленно удалились. В лесу снова наступила тишина. Не выходя из укрытия, решили ждать наступления ночи.

Много передумал за эти томительные часы, проведенные в лесу под Харьковом, Талгат Бегельдинов.

Вспомнилась поздняя осень 1942 года. Он тогда только что закончил училище. Его на­правляют на фронт. Наконец-то осуществится его заветная мечта: он будет летать на воен­ном самолете, сражаться с врагом в открытом небе.

Командование полка штурмовой авиации, куда прибыл Талгат Бегельдинов, встретило его с радостью: здесь ждали пополнения. Но, как ни рвался в бой сержант Бегельдинов, боевых вылетов ему еще долго не разрешали.

Командование вводило в бой молодых летчиков осто­рожно, давало им возможность освоиться вна­чале с боевой обстановкой на земле.

— Подожди, сокол, придет и твой черед —говорили ему всякий раз, когда он просил раз- решить боевой вылет.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Бегельдинов Талгат Якубекович

Много дней провел он на фронтовом аэро­дроме под Калинином. Жадно присматривался к действиям бывалых летчиков, прислушивался к их советам, изучал их опыт. С завистью смотрел, как уходят за линию фронта наши самолеты, и всегда с нетерпением ждал их воз­вращения, стремился узнать все подробности боя, поведения противника, его тактические приемы.

Вскоре любознательного новичка знали уже все летчики полка. Они охотно делились опы­том. Много ценного извлек для себя из этих рассказов будущий летчик-штурмовик.

И вот первый боевой вылет. Кто из военных летчиков не помнит его? Для летчиков полка это был один из многих боевых вылетов. И задание было простое. Но Бегельдинову оно показалось тогда особенно важным, ответствен­ным.

Все в этом полете для него было новым, необыкновенным: и извилистые очертания траншей на передовой позиции, и облачка взрывов зенитных снарядов, и окутанная серой дымкой израненная земля.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Бегельдинов Талгат Якубекович

На протяжении всего полета Талгат внима­тельно следил за ведущим, в точности повто­рял его маневры. Но вот самолеты пошли на бомбежку. Спикировал на цель и Бегельдинов. Сброшенные Талгатом бомбы упали точно на бензохранилище. При втором заходе он поджег склад боеприпасов.

Когда самолеты вернулись на аэродром, ко­мандир полка майор Митрофанов похвалил мо­лодого летчика. И эта похвала еще больше во­одушевила Бегельдинова.

Как только оружейники перезарядили пу­леметы и подвесили бомбы, Бегельдинов вновь вылетел с эскадрильей штурмовиков на бом­бежку фашистского аэродрома.

Три раза летал в этот день в тыл против­ника Талгат Бегельдинов. Все задания он вы­полнил успешно. Особенно удачным был по­следний полет. Бегельдинову удалось уничто­жить шесть вагонов с военным грузом и один паровоз.

Никогда не забыть Талгату и первый сби­тый фашистский самолет. Такая удача редко выпадает летчику-штурмовику, в задачу кото­рого входит не воздушный бой, а бомбежка на­земных военных объектов противника.

— Ты в рубашке родился — шутили това­рищи, от души поздравляя молодого летчика с первым сбитым самолетом.

Уже через три месяца после прибытия на фронт Бегельдинова наградили орденом Отече­ственной войны, присвоили ему офицерское звание, назначили командиром группы штурмо­виков. В то же время в жизни воина произо­шло еще одно очень важное событие: его при­няли кандидатом в члены Коммунистической партии.

Однажды по срочному вызову Талгат явил­ся к командиру полка.

— Разведка сообщила, что в районе Харь­кова оборудован крупный аэродром противни­ка — сказал майор Митрофанов. — Вашей груп­пе поручается уничтожить этот аэродром. Уч­тите, что фашисты имеют там сильное охране­ние. Подумайте и доложите, как намерены провести операцию.

В тот же день предложенный Бегельдиновым план операции был одобрен командова­нием полка.

...Вначале все шло хорошо, как и намеча­лось. Штурмовики с тыла налетели на аэро­дром и обрушили на него мощный бомбовый удар. Готовые к взлету «юнкерсы» и «хейнкели» не смогли уже подняться в воздух. Аэро­дром покрылся кострами горящих самолетов.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Бегельдинов Талгат Якубекович

Операция близилась к концу, когда на со­ветские штурмовики обрушилась большая группа немецких истребителей.

Самолет Бе­гельдинова был атакован сразу четырьмя «мессершмиттами». Талгат попытался отвернуть в сторону, но в это время в самолет ударили сна­ряды. Так летчик и стрелок очутились на зем­ле, в глубоком тылу у гитлеровцев...

Несколько ночей пробирались к линии фронта Бегельдинов и Яковенко. И каких но­чей! Дважды натыкались на фашистские пос­ты. В одной из схваток наповал уложили двух гитлеровцев. Около трех часов просидели по горло в болоте, скрываясь от преследования. Уже перед самой линией фронта наскочили на минное поле. Яркая вспышка на мгновение озарила ночь. Раздался оглушительный взрыв. Когда Талгат разыскал в темноте Яковенко, тот был уже мертв. Тяжело переживал эту смерть Бегельдинов. Здесь же, на минном поле, в воронке от бомбы похоронил он своего вер­ного боевого друга...




Когда летчика обнаружила наша разведка, он уже настолько ослаб от голода и усталости, что не мог произнести ни слова. Почти сутки пролежал он в эвакогоспитале. А на другой день явился в свою часть.

В полку Бегельдинова считали погибшим, и неожиданное появление его «с того света» вызвало бурю восторгов.

Однако, узнав, что он ранен в руку и в ногу, командование решило немедленно вернуть его в госпиталь.

Бегельдинов воспротивился:

— Уж если я мог сражаться в фашистском тылу, будучи раненным, то тем более смогу здесь, на своей земле, вместе с товарищами. И раны в родном полку заживут скорее — доказы­вал командиру полка Талгат.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Бегельдинов Талгат Якубекович

И Бегельдинова оставили в полку, поместив в санчасть.

Когда началось Орловско-Курское сражение Бегельдинов вместе со своими боевыми друзьями Николаем Шишкиным и Сергеем Чепелиновым ежедневно делал по два-три боевых вылета. Они бомбили укрепления противника, уничтожали его живую силу и технику.

В ходе этих исторических боев у Талгата Бегельдинова завязалась крепкая дружба с известным летчиком-истребителем, впоследствии дважды героем Советского Союза С. Д. Луганским. Их первая встреча произошла в бою.

Вот так рассказывает об этом Луганский.

— Во время воздушного боя два фашистских истребителя набросились на один из наших штурмовиков. Я в это время дрался с «мессершмиттом». Но вижу — «Ильюшин-2» попал в беду. Мчусь ему на выручку. Как выяснилось позже, на штурмовике был тяжело ранен стрелок и летчик один сражался с истребителем врага. Я налетел на один из фашистских самолетов и поджег его. Второй не принял бой и отвалил в сторону.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Бегельдинов Талгат Якубекович

В тот же вечер, когда летчики собрались в столовой аэродрома на ужин, Бегельдинов ходил от стола к столу и настойчиво спрашивал:

— Скажите, кто летал сегодня на истребителе номер 47?

Луганский поднялся из-за стола и подошел к летчику.

— Я летал. А в чем дело?

Бегельдинов крепко обнял Луганского и расцеловал его.

— Ты спас мне жизнь. По нашему казахскому обычаю отныне ты мой кровный брат и лучший друг — взволнованно проговорил он. Долго беседовали они в тот вечер. А в последующих боях не раз выручали друг друга в трудные минуты. Эта взаимная выручка особенно была важна в условиях боевой жизни.

Талгат Бегельдинов совершил за годы войны белее 300 боевых вылетов. Он сражался на Калининском, Степном, Воронежском, 1-м и 2-м Украинском фронтах, участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, в уничтожении фашистской группировки в районе Бреслау, громил фашистов на Сандомирском плацдарме. Штурмовики под командованием Бегельдинова помогали наземным войскам при форсировании Днепра и Вислы, при освобождении Орла,Белгорода, Харькова, Полтавы, Львова, при взятии Кракова, Оппельна, Лигница. Не раз появлялся штурмовик Талгата над Берлином и Прагой.

Командование посылало группу штурмовиков которой командовал Бегельдинов, на выполнение самых трудных и ответственных заданий. И не было случая, чтобы они вернулись без результатов. Бегельдинов и его боевые друзья неизменно вступали в смертельную схватку с врагом, когда этого требовала обста­новка. Но они находили в себе достаточно сил, чтобы выйти из боя или избежать его, когда надо было срочно доставить командованию важные разведывательные данные о против­нике.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Бегельдинов Талгат Якубекович

Тихий, незаметный на земле, Бегельдинов преображался в воздухе. Все, кто знал его, восхищались его мастерством, храбростью, настойчивостью.

Как одному из лучших летчиков, Талгату Бегельдинову часто поручали разведку. И он всегда охотно выполнял такие задания. С лов­костью прирожденного охотника выслеживал он скопления фашистских войск, боевой техни­ки, заносил на карту обнаруженные в тылу врага аэродромы, переправы, железнодорожные эшелоны с военным грузом, фотографировал местность.

Вот запись донесений, переданных по радио, штабу полка в один из разведывательных поле­тов Бегельдинова:

«11 часов 07 минут. В окрестностях пункта «117» группа пехоты противника численностью в 300 человек. Отходят на юго-запад по полю. Пехоту штурмую на бреющем полете. Продол­жаю полет».

«11 часов 10 минут. На железнодорожной станции «249» два эшелона под парами. Паро­возы головой на юг. Сброшены бомбы с за­медленным взрывателем. Сильный зенитный огонь. Продолжаю полет».

«11 часов 14 минут. На дороге из «601» и «409» двустороннее движение. 40 автомашин, 12 бронетранспортеров, 7 танков. Сброшены противотанковые бомбы. Колонна штурмована в два захода. Продолжаю полет».

«И часов 15 минут. Атакован четырьмя «ФВ-190». От боя уклонился и продолжаю полет».

«11 часов 21 минута. На восточной окраине «312» две зеленые и одна белая ракеты. Наши танкисты обозначили себя. На водном рубеже «805» сильный артиллерийский огонь. Возвра­щаюсь».

И все это лишь за 14 минут полета! Но сколько отваги и мужества понадобилось лет­чику, чтобы совершить его!

По данным разведки Талгата Бегельдинова неоднократно действовали группы летчиков 1-го авиационного корпуса. Много ценных раз­ведывательных сведений доставлял он и для наших наземных танковых и мотомеханизированных частей и соединений.

Эскадрилья штурмовиков под командова­нием Талгата Бегельдинова неоднократно дей­ствовала на большом удалении от полка, в го­ристой местности, часто в труднейших метео­рологических условиях, но всегда успешно справлялась с заданиями. На протяжении по­следнего периода войны эскадрилья не имела потерь, ни разу не сбилась с курса. Не слу­чайно считалась она одной из лучших на 1-м Украинском фронте.

Но однажды летчику Бегельдинову при­шлось сражаться в пешем строю. Случилось это уже на территории фашистской Германии. Было приказано срочно разыскать вырвавший­ся вперед танковый корпус и помочь ему связаться с армейским штабом. Десант удалось обнаружить в нескольких десятках километров от фронта, в районе расположенного в лесу фа­шистского аэродрома.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Бегельдинов Талгат Якубекович

Воспользовавшись появлением наших штур­мовиков, автоматчики танкового десанта броси­лись к аэродрому и с ходу овладели им. Бегельдинов немедленно развернул свою машину и пошел на посадку. Вслед за ним сели и остальные летчики эскадрильи. Но в это время опомнившиеся эсэсовцы перешли в контрнаступ­ление. Пришлось развернуть штурмовики в их сторону и открыть огонь из крупнокалиберных пулеметов.

Выполнив задание, эскадрилья без потерь вернулась на свой аэродром.

Трудно подсчитать, сколько за годы войны уничтожил Талгат Бегельдинов вражеской тех­ники. Но если бы можно было собрать все это в одно место, то здесь были бы и самолеты, и танки, и автомашины, и орудия различных калибров, и минометы. А сколько уничтожено вражеских складов с горючим и боеприпасами, вагонов с военными грузами!

В последний день войны Талгат Бегельди­нов совершил свой 305-й боевой вылет. В это время из штаба полка по радио сообщили, что фашистская Германия капитулировала. Так, находясь на боевом курсе, в кабине своего самолета встретил он окончание войны.

Два чувства охватили его с необычайной силой: радость Победы и гордость за свою Ро­дину, за свой народ, перед которым и он свой сыновний долг выполнил с честью.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Бегельдинов Талгат Якубекович

Вскоре после окончания Великой Отечест­венной войны Талгату Бегельдинову была вручена вторая «Золотая Звезда» Героя Совет­ского Союза. И было тогда Талгату всего лишь 23 года.

А. Синицын


Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent