Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец Петренко Григорий Алексеевич



Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Петренко Григорий Алексеевич

Герой Советского Союза Петренко Григорий Алексеевич


Петренко Григорий Алексеевич - стрелок 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии 16-й армии Западного фронта, красноармеец.

Родился 22 ноября 1909 года в селе Черныши ныне Каневского района Черкасской области Украины в крестьянской семье. Украинец. Окончил начальную школу. Работал в колхозе. С 1933 года жил и работал в городе Соликамск ныне Пермского края, затем в городе Пржевальск, селе Сазоновка Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области Киргизии.

В Красной Армии с июля 1941 года. С этого же времени на фронте.

Стрелок 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка (316-я стрелковая дивизия, 16-я армия, Западный фронт) красноармеец П. в бою у разъезда Дубосеково Волоколамского района Московской области 16 ноября 1941 года в составе группы истребителей танков во главе с политруком В.Г. Клочковым и сержантом И.Е. Добробабиным
участвовал в отражении многочисленных атак противника.

Группа, вошедшая в историю битвы под Москвой и Великой Отечественной войны, как 28 героев-панфиловцев, уничтожила восемнадцать вражеских танков. Пал смертью храбрых в этом бою. Похоронен в братской могиле у деревни Нелидово Волоколамского района Московской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Петренко Григорию Алексеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина.

В нелидовском сельском клубе открыт музей, посвящённый Героям. На месте подвига 28-и героев-панфиловцев сооружён мемориал. Имя Григория Петренко было присвоено теплоходу.

ВО ИМЯ РОДИНЫ

Жарко. Июльский полдень, кажется, вот-вот расплавит отвесные скалы, нависшие над дорогой. Через Курдайский перевал из Фрунзе в Алма-Ату медленно тянется колонна грузовиков.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Петренко Григорий Алексеевич

Второй месяц идет война, пока такая далекая и неизвестная для этих людей, которые еще вчера стояли у станков, строили дома, растили хлеб и детей. Война вырвала их из мирной жизни и призвала под боевые знамена.

— Как думаешь, вернемся к зиме? — хлопнул Григория Петренко по плечу сосед.— Крыша дома осталась недокрытой. Ох, и влетит мне от стариков, если до зимы не поспею.

— Конечно, поспеем. А как же иначе! — утвердительно кивнул Григорий.— Глянь, сколько нас. Как соберемся со всей России. Поскорее бы только до фронта добраться!

Да, они рвались в бой, еще не представляя сколько жертв и страданий принесет эта война и каким долгим будет путь к Победе. Не знали они и того, что многим из них не суждено вернуться назад....

А в Талгарской долине, близ Алма-Аты, уже слышался гул учебных стрельб. Любовно и заботливо собирал Иван Васильевич Панфилов свою стрелковую дивизию. Из людей сугубо мирных профессий формировались роты, батальоны, полки.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Петренко Григорий Алексеевич

Чутье профессионального военного подсказывало Ивану Васильевичу, что новая война потребует от людей не только мужества и героизма, но и высокой выучки, умения владеть военной техникой.

Не теряя ни часа, проходили боевую учебу стрелки и артиллеристы, саперы и связисты. Они строили мосты и дороги, учились минировать поля, рыть окопы и сооружать блиндажи, учились разить врага из винтовок и пулеметов, уничтожать штыком и гранатой. Из гражданских людей они превращались в людей военных.

Пройдут недели, месяцы, годы и еще не раз каждый из них вспомнит добрым словом панфиловскую науку — воевать не только душой, но и умом.

А сейчас они жаждали боя. Тревожные сводки Совинформбюро отдавались в их сердцах болью, наполняли их гневом, благородной яростью против врага.

18 августа был получен долгожданный приказ об отправке на фронт. У 316-й стрелковой дивизии начиналась боевая биография.

Они ехали на войну, а пели мирные песни. Пели по-мирному, по-домашнему. Даже плясали, когда эшелон делал короткие остановки.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Петренко Григорий Алексеевич

Петь перестали под Куйбышевым. Со стороны фронта мимо них потянулись эшелоны с ранеными, платформы с исковерканными танками и самолетами. Это были следы войны, которую они еще не знали, но которая шла уже третий месяц.

И на смену бесшабашным мечтам о скорой победе приходили суровые размышления о войне, где стреляешь не только ты, но и в тебя стреляют, где будут рядом и кровь, и смерть, и поражения, и страдания.

Об этом думал и Григорий Петренко: что ждет его завтра, когда впереди поднимутся не фанерные мишени, как на учебном стрельбище, а настоящие фашисты с автоматами наперевес, у которых одна цель — увидеть тебя мертвым.

В октябре, заняв оборонительные рубежи под Москвой, 316-я стрелковая дивизия в кровопролитных боях сдерживала натиск превосходящих сил противника.




Уже не раз смотрел в лицо смерти Григорий Петренко. Видел кровь и смерть товарищей. Перестал кланяться каждой шальной пуле. Научился спать под бомбежкой и врастать в землю при артобстреле.

В конце октября первое наступление гитлеровцев на Москву захлебнулось. Немецко- фашистские армии начали спешно подтягивать свои тылы и готовиться к новому удару.

Даже здесь, на фронте, Иван Васильевич Панфилов не упускал случая, чтобы научить бойцов воевать еще лучше.

Для учебы была использована и эта короткая передышка. Именно в эти дни по всей дивизии начали создаваться отряды бесстрашных истребителей танков. Занимался со своими бойцами и политрук 4-й роты 1075-го полка Василий Клочков. Учил их подпускать танк на расстояние: броска гранаты, учил находить в себе силы, чтобы подняться во второй раз и бросить бутылку с горючей смесью.

И они учились. Учились отсекать пехоту от танков, без труда определять уязвимые места вражеских машин. Росла вера пехотинцев в боевой девиз: «Чем ближе к танку, тем он безопаснее!»

15 ноября Гитлер отдал приказ о начале второго наступления на Москву под кодовым названием «Тайфун».
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Петренко Григорий Алексеевич

В районе разъезда Дубосеково, у высоты «251,0», держал оборону 2-й взвод 4-й роты.

Накануне в расположении взвода побывал Панфилов. Сделав несколько замечаний по поводу выбора позиций, посоветовал пополнить запас боеприпасов, а на прощанье добавил:

— Помните приказ — держать этот рубеж, если даже вся немецкая армия пойдет на вас, позади — Москва!

В ту же ночь старший сержант Митин с двумя бойцами сходил в деревню Нелидово и на санках привез несколько ящиков гранат и бутылок с зажигательной смесью.

16 ноября первая волна «Тайфуна» обрушилась на позиции 316-й стрелковой дивизии.

Утро было холодным. Пронизывающий ветер гнал по полю снежную поземку. В небе нарастал гул вражеских самолетов и через ми-нуту на траншеи обрушился бомбовый удар. Вслед за ним открыли огонь артиллерия и минометы. Казалось, что этот огненный вал не оставит ничего живого. Но поднявшихся в атаку фашистских автоматчиков встретил из траншеи панфиловцев винтовочный и пулеметный огонь.

Оставив на снегу около семидесяти трупов, фашисты отступили.

— Здорово, герои!—услышали солдаты знакомый голос своего политрука. Клочков спрыгнул в окоп и, приглядевшись к танкам, вынырнувшим из леса, спокойно заметил: — Всего двадцать. Меньше чем по одному на брата.

Рокот моторов, лязг гусениц, разрывы гранат и вой снарядов смешались в общий гул.

Первый танк поджег Шемякин. Гранатой перебив гусеницу соседнего танка, Петренко посылает в его сторону одну за другой две бутылки с горючей смесью и танк вспыхивает ярким пламенем. Еще один поджигает Сенгирбаев.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Петренко Григорий Алексеевич

Отсекая вражескую пехоту от танков, бьет из пулемета Шепетков. Подбивает два танка Иван Шадрин. Четыре танка поджигают бронебойщики Петр Емцов и Николай Болотов.

И вновь поднимается со связкой гранат Григорий Петренко, но сильный удар в голову опрокидывает его и бросает на дно траншеи...

Четырнадцать костров, чадящих черным дымом, остались на поле боя после первой атаки. Но этого Григорий Петренко уже не увидит. Не узнает и того, как до последнего дыхания продолжали бой его товарищи.

Против 50 танковых пушек — одно противотанковое ружье. Против 50 крупнокалиберных пулеметов — один станковый пулемет. Против 100 автоматов — один автомат и 23 винтовки. Связки гранат, бутылки со смесью «КС».

Против 250 танкистов, сидящих за броней и 100 автоматчиков под прикрытием танков — 28 солдат за заснеженным бруствером траншеи.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Петренко Григорий Алексеевич

Полк танков — против взвода пехоты. Против отборных сил 4-й танковой группы вермахта, в послужном списке которых были Польша, Франция, Балканские страны,— люди, четыре месяца назад одевшие военную форму и впервые взявшие в руки оружие.

Солдаты Великой Отечественной. Сколько их, поднявшихся в атаку и ушедших в бессмертие! Память о них будет жить вечно, как вечен на нашей земле огонь, как вечна любовь и сама жизнь. Мы склоняем головы перед их
подвигом и каждый раз спрашиваем себя: а достойны ли мы их памяти, смогли бы так же, как они, подняться во весь рост, когда воздух пронизан смертоносным металлом, когда под ногами горит земля? Подняться и броситься вперед к траншеям противника, со связкой гранат под танк, к амбразуре дзота, извергающего пулеметный огонь.

Земля умеет залечивать военные раны. Зарастают травой воронки от снарядов, осыпаются стенки траншей, поднялись из пепла разрушенные города.

И встают на местах былых боев монументы и обелиски с именами героев. К ним не зарастает тропа. У их подножия всегда живые цветы. Мы приходим сюда, как на исповедь: достойно ли мы продолжаем дело, из которого вырвала их война. Здесь мы держим ответ и даем клятву на верность Родине, что будем защищать ее так же, как они — до последнего патрона, до последнего вздоха.

В. ЧЕРНЫШЕВ


Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent