Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец Выглазов Григорий Исаевич



Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Выглазов Григорий Исаевич

Герой Советского Союза Выглазов Григорий Исаевич


Григорий Исаевич Выглазов родился в 1919 году в селе Шайдарово Сузунского района Новосибирской области в семье крестьянина. Русский. Комсомолец. Вместе с семьей переехал жить в Киргизию в село Гульча Алайского района Ошской области. Отсюда в 1939 году был призван в Советскую Армию. Ефрейтор. Командир отделения парашютного батальона.

В Великой Отечественной войне отличился в боях на Северо-Кавказском фронте при защите Керчи. С бойцами отделения не раз ходил в разведку в тыл врага, доставлял командованию важные сведения.

22 февраля 1943 года за бесстрашие, мужество и героизм, проявленные при выполнении боевого задания, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ...

Агроном сам ведет УАЗ. Теперь этим никого не удивишь: молодые люди многое умеют, много знают. Дороги нет, едем от одной горы к другой. Хотим посмотреть сенокос. Ага, вон идут косилки. За поворотом увидели «Киргизстанца». Пресс-подборщик «заглатывал» валок мягкого сена и время от времени выталкивал большущий травяной кирпич, туго стянутый шнуром. Не жарко: с дальних снежников налетают струи прохладного воздуха.

Пахнет увядающей травой. Где-то щебечут птицы. К деревянной бочке у дороги подошла группа парней. Пьют воду, смеются, вот начали обливать друг друга из кружек. Веселая возня. Передышка на сенокосе.

И вдруг — непонятный, сильный и резкий металлический лязг. Что-то не похоже на привычный шум трудового дня.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Выглазов Григорий Исаевич

Агроном выруливает на гребень горы и сразу все становится понятным. Одни парни мирно косят, сгребают, прессуют. Трудятся. Другие учатся защищать мирный труд — все так и должно быть. Танк, снаряженный всем необходимым для учебного боя, на одной гусенице развернулся, освободил полосу препятствий для того, другого, что выходил на рубеж вслед за ним. Ров, неподвижная и движущаяся мишени. А мы слышали звон чугунной болванки, которой танкисты поразили металлический щит.

Смотрю на запыленное, бронированное чудище и невольно приходит в голову мысль: а в настоящем бою всякому или только некоторым под силу подорвать его? Неужто и впрямь самое верное дело — со связкой гранат да под гусеницы? А вон следующий разворачивается для выстрела. Его кто крушить будет, если ты уже лежишь, вдавленный в землю? Нет, прав тот командир, который осадил ретивого солдата: не умирать, а побеждать надо. Пусть захватчики, незваные пришельцы умирают.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Выглазов Григорий Исаевич

Интересно, какой курс обучения и у каких командиров прошел Григорий Исаевич Выглазов, командир отделения отдельного парашютного батальона штаба Северо-Кавказского фронта? Судя по его действиям в боях под Керчью, они учили его побеждать, и он хорошо усвоил эту науку.

На фронтах Великой Отечественной войны встречалось немало таких парней, которые, завершая военную службу мирного времени, уже по пальцам считали дни и месяцы, оставшиеся до увольнения в запас. Обдумывали планы будущей жизни. Считали дни, что придется провести в пути. Представляли себе, как появятся на пороге родной хаты и как обрадуются мать и сестренка. Но грохот орудий, лязг гусениц, автоматная дробь по всей западной границе в июне сорок первого прервали те думки, уступив место гневу и тревоге.

В военное время солдат может быть «безработным»? Теоретически может: в боях не участвует, в боевое охранение не ходит. А практически не может, потому что постоянно его мысли — там, в бою, где бьются за свободу Родины такие же молодые парни, потому что изо дня в день в поте лица своего он овладевает военной наукой, наукой побеждать. А те, что насмерть стоят, и не помышляли никогда о такой трагичной судьбе. И почему-то хотелось броситься им на выручку, подставить свое плечо под тяготы боя. Вот после этого сразу всем полегчает. И война на убыль пойдет.

Но на войне у каждого свое место. У Григория Выглазова таким местом стал пригород Керчи. Там в составе своей воинской части он прикрывал переправу и эвакуацию войск Крымского фронта. То, что оставалось от Керчи, трудно было назвать городом. И завод имени Войкова можно было только представить в воображении. Если фантазия богатая. Но город есть город, и завод есть завод. А чтобы обеспечить прикрытие, надо знать, что там у противника, какова его численность, где направление главного удара, много ли техники. Состав разведгруппы — три человека. И они скрылись в ночи.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Выглазов Григорий Исаевич

Закон войны: одна сторона разведывает, другая — препятствует. Григорий Исаевич Выглазов повел разведку под огнем противника, замечен был их маленький отряд. И хорошо это и скверно. Огневые точки ведь только тогда пересчитаешь, когда они действуют. Это хорошо. А скверно — потому что эдак и не вернуться можно. Как тогда свои узнают, что задание выполнено. А выполнить его надо во что бы то ни стало.




Бесстрашной тройке под минометным и автоматным огнем удалось пробраться далеко вглубь обороны противника.

Удалось и назад вернуться, отчитаться обо всем, что видели.

На войне, как и сейчас, в мирном труде, о главном можно судить по конечным результатам. Опытные разведчики почувствовали, что изменилась система нашего огня, ослабела сила вражеского. Поняли: не зря вчера землю животами утюжили. Артиллеристы, пулеметчики, минометчики били с толком, прицельно.

Скоротечна и изменчива обстановка на фронте. Что принесло успех вчера, того уже, смотришь, нет сегодня. Как фигуры на шахматной доске, переставлены силы, там что-то исчезло, здесь появилось. Чем, каким сверхъестественным чутьем улавливает командир подготовку врага к атаке? Может, и не объяснит, но опытный командир чувствует: враг что-то замышляет. Откуда ждать удара? Снова работа для разведчиков. Снова Григорий ведет своих ребят в расположение противника. Сходили солдаты в разведку, принесли данные, командир взглянул на карту: ясно! Цель готовящейся атаки — перерезать пути подхода наших войск к переправам Еникале и Опасной.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Выглазов Григорий Исаевич

Теперь можно только гадать и предполагать, как под сильным огнем, вжимаясь в землю, переползая от воронки в ложбинку, отлично маскируясь, подобрался разведчик почти вплотную к расположению противника. Голову не поднимешь, чтобы увидеть и сосчитать. Но поднял, увидел, сосчитал. Да еще и вернулся невредимым. Без царапины. Добытые сведения дали командованию возможность нанести упреждающий удар, сорвать атаку. Это было активное, боевое, истребляющее вражескую силу прикрытие переброски наших войск.

Четыре дня — с 12 по 16 мая 1942 года — были, может, самыми напряженными для тех, кто оборонял Керчь. Четыре дня не выходил из боя Григорий Выглазов. Десантник. Парашютист. Разведчик. Три довоенных года службы в армии закалили его, помогли стать суровым, мужественным, ловким.

Шестнадцатого мая 1942 года по приказу командующего 51-й армией рота, в которой вое-вал Григорий Исаевич, получила задание атаковать противника в районе города Темирово. Это недалеко от Керчи. Боевые атаки и похожи, и не похожи одна на другую. Другая обстановка, разные силы, интенсивность огня и так далее. Общее и неизбежное одно: надо оторвать свое тело от спасительной земли, рвануться из окопа навстречу вражескому огню, успеть добежать, сделать свое солдатское дело как положено. И не дай бог в ходе атаки смалодушничать, погасить свой боевой пыл...

В ходе боя Григорий получил приказ ротного — прикрывать левый фланг атакующих. Видно, знал ротный, что делает. И, видно, крепко уважал и берег своих бойцов. Прикрывать фланг надо было. Оттуда двинулись вражеские танки. Восемь бронированных чудовищ. (Интересно, они были хоть отдаленно похожи вот на этих, на которых смотрим мы с агрономом?).
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Выглазов Григорий Исаевич

Идут грозно, мастерски ведут их неприятельские танкисты. Борт не подставят — не дожидайся. О чем в такой ситуации думает боец? Наверно, вспоминает, на сколько метров бросал гранату на полигоне. Подпустил Григорий передний танк близко, метров на 15—20. Уже видны смотровые щели. Запустил в него бутылкой с горючей смесью.

Смотреть, как огонь по-полз по броне, затекая в щели, уже некогда было — надвигаются еще два танка. Этим тоже досталось по бутылке. Загорелись. Пять других повернули назад.

Оглянулся боец: атака развивается, как бы-ло задумано. Стеречь ушедшие вражеские танки остались бронебойщики.

Выглазов подключился к атаке, пошел впереди. Восемь фашистов расстрелял почти в упор, кончились патроны, менять диск некогда, бросил гранату в ближайшее скопление вражеских солдат.

Сколько их там полегло — считали другие.

Боец бездыханным грянул оземь: настигла его вражеская пуля.

Наградной лист о посмертном присвоении Григорию Исаевичу Выглазову высокого звания Героя Советского Союза подписан командующим войсками Северо-Кавказского фронта Маршалом Советского Союза Семеном Михайловичем Буденным, членом Военного Совета СКФ адмиралом Исаковым...

...Земля под Керчью тяжелая, каменистая. Много в ней братских могил. Приходят на них люди — старые и молодые.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Выглазов Григорий Исаевич

Почтить память павших, постоять в скорбном молчании. Это те, за кого отдали свои жизни Григорий Выглазов и еще много таких, как он. Если не вслух, то мысленно каждый говорит:

— Пусть земля вам будет пухом.

Камни не станут пухом. Но вот сорок лет мы живем без войны. Это, пожалуй, самое главное. За это и сражался Григорий. Сорок лет прошло с тех пор, как закончил он свой последний бой, и звезда Героя не согрела его большие, загрубевшие от лопаты и автомата руки.

Вспомните: астрономы утверждают, что звезды умирают. Но свет от них, уже мертвых, идет к нам еще долго-долго. Наверное, это тоже своего рода память о том, что эта звезда была, сияла, светила, вела разговор с другими такими же, как сома? Вот и память о Героях, вершивших военные подвиги, останется нетленной в веках, будет согревать сердца потомков еще не одного поколения людей.

В. ОНИЩЕНКО


Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent