Фольклористы Кыргызстана



Фольклористы Кыргызстана


В послеоктябрьский период начинается новый этап в изучении кыргызского музыкального фольклора и закладываются основы для формирования музыковедческой школы Кыргызстана.

В области фольклористики перед исследователями стояло несколько задач: сбор и запись образцов фольклора, изучение художественных параметров народной музыки и принципов их использования в композиторском творчестве, пропаганда фольклора.

Комплексное исследование этнической истории, быта и культуры кыргызов вели крупные российские ученые В. Бартольд, А. Бернштам и С. Абрамзон . В то же время правительство Туркестанской автономной республики начало проводить в жизнь ряд специальных мероприятий, направленных на изучение местных музыкальных традиций.

Так, в начале 1919 г. Комиссия Семиреченского областного отдела по национальным делам приняла постановление о созыве в январе 1920 г. в городе Верном (ныне Алматы) акынов для записи их творчества.

Практически сразу же после образования Киргизской АССР началась целенаправленная и планомерная работа по собиранию и изучению фольклора. В мае 1926 г. научная комиссия Отдела народного образования сообщала: «В данный момент срочно проводятся следующие работы: все выдающиеся музыканты Киргизии берутся на учет; с певцами крупных поэм заключаются договоры; для перевода киргизских мелодий на ноты и для систематизации национальных инструментов начаты переговоры со специалистами музыкального искусства» .

В 1920 г. в Оренбурге был создан Академический центр Киргизского комиссариата просвещения, который привлек к работе известного музыковеда, композитора Александра Викторовича Затаевича (1869— 1936). В течение 16 лет он записал 2600 напевов и инструментальных пьес народов Центральной Азии, Алтая, Сибири, прокомментировал их, выполнил около сотни художественных обработок народных мелодий, опубликовал несколько книг и статей, связанных с фольклором.

Увлеченность своим делом и искреннее восхищение народным гением, энтузиазм, человеческая и профессиональная чуткость Затаевича-фольклориста, его умение входить в контакт с народными исполнителями не могли не вызвать ответных симпатий сотрудничавших с ним музыкантов.

Надо сказать, что полевые экспедиции проводились в сложной геополитической обстановке, требовали преодоления организационных трудностей. «Записывал всюду: у себя ли на дому, при рояле, а чаще всего на разного рода курсах, в общежитиях, школах, казармах; записывал летом на высоком идиллическом берегу Урала, а зимой на темных, грязных нарах или рваных коврах ночлежек, и среди сутолоки базара, и в коридоре театра, одним словом везде, где только встречал сколько-нибудь ценный источник для пополнения моей песенной коллекции и хотел воспользоваться подходящим настроением певца», — вспоминал А. Затаевич о своей работе над первым сборником.

Непосредственно к кыргызскому фольклору Затаевич впервые обратился в 1924 г. Восемь образцов песенного жанра, записанных в Москве от учащейся кыргызской молодежи, вошли в сборник «1000 песен киргизского народа» (имеются в виду казахи и кыргызы). Он имел большой общественный и научный резонанс. «Ваш труд колоссален, — писал Б. Асафьев, — по затрате энергии, неутомимости и нечеловеческому упорству — он поистине эпический» . Ромен Роллан назвал «музыкальным подвигом» подвижнический труд Затаевича, содержание которого выходит далеко за рамки местной проблематики, как в свое время и деятельность М. Балакирева, Б. Бартока, Комитаса.

Вместе с тем сборник казахских и кыргызских напевов сразу поставил ряд важнейших проблем, касающихся фольклорной традиции в целом. Такие ее свойства, которые Затаевич называет «вольным метром», «несимметричными периодами», «безусловным диатонизмом» и «размножением варьянтов», в будущем стали предметом подробных научных исследований. Некоторые из них А. Затаевичем и А. Кастальским затронуты уже во вступлении, предисловии и комментариях к «1000 песен».




В 1928 г. по приглашению Народного комиссариата просвещения Киргизской АССР А. Затаевич прибывает в столицу республики и в течение двух месяцев записывает от народных музыкантов-профессионалов и учащихся образцы для сборника «250 киргизских инструментальных пьес и напевов», опубликованного в 1934 г.
Александр Затаевич
Значение работ Затаевича трудно переоценить, им положено начало этапу систематического собирания, записи и изучения кыргызской народной музыки. Он первым зафиксировал столь обширный пласт бытующего фольклора, классифицировал жанры народной музыки, ее выразительные средства, инструментарий. Попутно автор в живой литературной форме дал зарисовки народных обычаев, привел легенды и сказания.

Среди кыргызских музыкантов, от которых ученый записывал образцы фольклора, были Муратаалы Куренкеев, Карамолдо Орозов, Жолой Боогачинов, Абдылас Малдыбаев. Он был единственным фольклористом, напрямую сотрудничавшим с Токтогулом Сатылгановым, от которого записал 18 наигрышей. Затаевич оставил для потомков живые словесные портреты акынов и певцов, дал каждому из них квалифицированную оценку.

В 1936 г. А. Затаевич подготовил к изданию 173 новых фольклорных записи, среди которых, в частности, были напевы и наигрыши Атая Огонбаева, Молдобасана Мусулманкулова, Ыбрая Туманова, Кадыка Акиева, Мусы Баетова.

Ученый отметил яркий мелодический дар и певческий талант молодого Жумамудина Шера лиева, впоследствии известного ырчы. Он привлек к работе десятки самодеятельных музыкантов — представителей массового народного творчества. Опубликованная тогда же статья Затаевича «Заметки собирателя киргизской музыки» стала заветом и напутствием ученого продолжателям его дела.

Практическая деятельность Затаевича как этнолога несет на себе печать своего времени, соответственного уровня развития науки и вместе с тем открывает перспективу целому научному направлению — кыргызской музыкальной фольклористике.

Система нотации, которой пользовался Затаевич, сегодня уже не может быть признана совершенной: не применялась звукозаписывающая аппаратура, не фиксировались многие элементы исполнения инструментальной пьесы и вокального текста, высока была доля субъективности в переводе слуховых впечатлений в нотную запись. Что касается последней, ученый сам предупреждает возможные упреки: «...В деле воспроизведения на бумаге никем еще не уловленных, да и вообще — мало кому известных песенных богатств, ...больше, чем в каком-либо другом деле, необходим элемент внутреннего сотворчества, восторженного и всестороннего сочувствия исполняемому, вне чего всякая запись явится только холодным и безжизненным протоколом».

Затаевич в первую очередь запечатлевал мелодию (тему) народной пьесы, в комментариях же характеризовал эмоционально-образное ее содержание. Стиль записей Затаевича, при всех достоинствах и недостатках его методики, существенно повлиял на дальнейшие исследования этномузыковедов, избравших его сборники в качестве материала для изучения. Кроме того, композиторы Кыргызстана и других республик неоднократно использовали в своих сочинениях народные мелодии из сборников Затаевича. Труды ученого стали настольными книгами для многих музыкантов. 

Не утратили своего научного и познавательного значения и выводы, сделанные фольклористом на основании обширного объема записей. Затаевич отдает предпочтение инструментальным жанрам, полагая, что здесь наиболее заметно проявилась музыкальная одаренность кыргызского народа. Вместе с тем он дает первоначальное описание почти всех жанров (менее подробно — эпоса и акынского песнетворчества). Характеризуя теоретическую и практическую работу первого фольклориста в Кыргызстане, В. Виноградов подчеркивает ее «художественную, общекультурную, историческую ценность».


Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent