Ковроткачество у киргизов



Ковроткачество у киргизов


В XIX в., особенно во второй его половине, ковроделие на юге Киргизии было широко распространено и всецело находилось в руках женщины. Возникнув из потребностей кочевого быта, ковроткачество у киргизов развивалось вначале в условиях полунатурального хозяйства, носило характер домашнего производства и было предназначено для удовлетворения потребностей отдельной семьи. Но и в то время ковровые изделия в основном приобретала верхушка общества — киргизская знать.

Развитие киргизского ковроделия проходило в тесной связи с развитием его в Фергане и других ковровых центрах Средней Азии, где в течение многих сотен лет вырабатывались ковры специально для продажи. С проникновением капиталистических отношений киргизские ковры также стали поступать на рынок. В конце XIX — начале XX вв., когда на рынках городов Ферганы было особенно большое оживление в торговле коврами, киргизы начали готовить ковры и с целью их реализации. Таким образом, производство этого вида изделий стало превращаться в ремесло. При этом среди киргизов появились явные предприниматели, понявшие выгоду коврового производства. Это были представители преимущественно байской прослойки. На помощь им не замедлили явиться и перекупщики, среди которых были татары, армяне.

Бывший батрак у бая Асана-минбаши («Мин-баши» — тысячник; буквальный перевод: «мин»—тысяча, «баш»—голова) Джоро Таштанов (1877 г. рожд., совхоз «Джапалак» Ошского района) вспоминает, как хозяин собирал 8—10 женщин, которые, не разгибая спины, трудились над изготовлением ковров, причем в числе этих женщин были и младшие жены бая.

По Подсчетам Джоро Таштанова, в местности Джапалак было 17 баев, которые наживали большие деньги на ковроделии. Работник этого совхоза Сатымбай Ишиев (1887 г. рожд.) рассказывал, как он был потрясен, когда, будучи приведен за неуплату налогов в дом бая Абсатароза-казы, а затем в дом другого бая Каравай-минбаши, увидел убранство комнат: стены и полы были сплошь завешаны и застелены прекрасными киргизскими коврами.




Эксплуатация труда основывалась на использовании древнего народного обычая взаимопомощи («ашар»). Приглашенных только кормили, оплата же их напряженного труда по изготовлению ковра, основанного на примитивной технике, была самая ничтожная.

По распоряжению ханских вельмож зачастую собирали мастериц, которые делали ковры для ханского двора. Особенно большое ковровое предприятие, судя по рассказам информаторов, было у бая Солтона. Его жена Алима собирала женщин, которые трудились над изготовлением больших ковров. Среди них проводилось полное разделение труда. Часть женщин ткала ковры, сидя за станками, другие занимались подготовкой шерсти (прядение, крашение), несколько женщин готовили для коллектива работающих пищу в специально установленных котлах.

Киргизские мастерицы делали ковры и по заказу богатых киргизов. При этом заказчик обеспечивал их сырьем.

Распространенным явлением в Южной Киргизии было преподношение ковра в виде подарка (тартуу) знатным лицам. По словам информаторов, богач Гапар Рахматов (сел. Баткен) скопил, таким образом, колоссальное количество ковров.

Производством ковров киргизы занимались в летнее время. Осенью их отвозили на рынки городов Узбекистана (Андижан, Маргелан, Коканд, Скобелев). В большом количестве сюда поступали ковры не только местные, но и из Восточного Туркестана, Закаспия, Северного Афганистана, что, безусловно, «способствовало проникновению в местное производство новых композиционных форм и созданию новых своеобразных образцов ковровых изделий». Основными потребителями киргизских ковров, судя по заверениям абсолютно всех информаторов, были узбеки и таджики.

По словам А. А. Семенова, особенного успеха среди европейцев они не имели. «Неоднократно приходилось видеть в Андижане на базаре,— пишет он,— как обычными покупателями этих ковров были почти всегда местные туземцы». При этом отмечается высокое качество киргизского ковра и относительную дешевизну. Приобретали их как местные киргизы, так и приезжавшие из северных и центральных районов Киргизии. Но в таких случаях торговля носила обычно форму обмена на скот.


Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent