Информационно-туристический интернет-портал «OPEN.KG» / Величие и крах Персеполиса

Величие и крах Персеполиса

Величие и крах Персеполиса

Столица древнего мира Персеполис


Есть на земле страны, которые не измеряются площадью территории или количеством населения. Это страны-цивилизации, культурное наследие которых настолько велико, что принадлежит всему человечеству. Одной из них является Иран, или Персия, как называлась эта страна вплоть до 1932 года.

Можно прочитать сотни книг об истории Персии, можно просмотреть фильмы и сайты, можно выслушать очевидцев и путешественников. И все равно этого будет недостаточно, чтобы познать Персию. Персию нужно увидеть.

Когда-то я читал «Тайс Афинскую» Ивана Ефремова, которую он посвятил свой жене Таисии. В книге рассказана история о прекрасной афинянке и могущественном Александре, который покорил Персию и разрушил её великую столицу Персеполис. Книга была популярна, хотя толком никто не знал, была ли Тайс Афинская исторической правдой или выдумкой автора.

...Мог ли я тогда знать, что много лет спустя буду стоять у гробницы великого царя Дария, ступать по ступеням созданного им сказочного города Персеполиса - символа могущества и славы персидской династии Ахеменидов, правивших Персией 318 лет (650 - 331 гг. до н. э.) Здесь, среди разрушенных, но сохранивших очарование колонн и статуй, в тени каменных ниш ощущаешь дух того времени, в котором пребывали герои романа Ефремова.

Утро в Тегеране теплое, без облаков. Из окна отеля хорошо видны фрагменты столицы современного Ирана, а это огромный по площади мегаполис, где проживает более 15 миллионов жителей. О Тегеране в моей памяти хранится лишь один эпизод из известной картины «Тегеран-43»: узкие улочки, старые обшарпанные дома, бесконечные лавки.

А вообще, в столице нет ни исторического, ни современного центра, ни небоскребов, а мечети и дворцы Средневековья волею современных архитекторов спрятались в гуще современных безликих кварталов. Знаковыми местами Тегерана считаются бывшие шахские резиденции, превращенные после Исламской революции в национальные музеи. Наиболее посещаемым объектом является дворцовый комплекс Гулистан, где проходили коронации шахов и свадебные церемонии членов правящей семьи Пехлеви. Особенно впечатляет зеркальный зал, украшенный тончайшей мозаикой. Да, пожалуй, Тегеран с первого взгляда не впечатляет.

В аэропорт ехали вечером. Выбравшись из объятий города и набрав нормальную скорость, удалялись от города.

Боковые окна автобуса как-то необычно преломляли свет уличных фонарей, загибая их в правильный полукруг. То же самое происходило и по другую сторону. Ощущение, что мы двигались с огромной скоростью внутри просторного светящегося тоннеля.

Величие и крах Персеполиса

Шираз, куда мы прилетели вечерним рейсом, показался куда более привлекательным.

Погружение в ирано-персидскую тему начали утром с археологического художественного музея Шираза. Лично меня впечатлило увиденное, но особенно понравилась экспозиция восковых фигур. Великие личности персидской истории от царя Кира Великого до современности: Ахемениды, Сасаниды, Селевкиды, исламские шахи, современные духовные лидеры... Кто со слугами, кто с женами... Экспозиция построена очень грамотно. Качество фигур великолепное.

Глядя на все это, неожиданно подумалось вот о чем. Вот бы создать что-то подобное у нас, в Бишкеке. Ведь 2200 лет государственности, 1000 лет национальному эпосу «Манас»! Разве это не богатый фактаж? Да и здание подходящее на главной площади нашей столицы имеется. Нужно только соответствующим образом все распределить во временном порядке, не забывать вождей, ханов, батыров, известных личностей... Закончить эту галерею можно было бы двумя последними президентами - Акаевым и Бакиевым. Все туристы обязательно посещали бы эту историческую галерею. Тем более что реальных исторических памятников у Киргизии немного.

Сегодня наш путь - в столицу древнего мира Персеполис. Признаться, отчасти мы поехали в Иран ради этого известного памятника античной мировой истории. Персеполис был открыт археологами в результате раскопок, которые продолжались около четырех лет (с 1931-го по 1934-й).

Передать словами то, как выглядит это великое собрание древней архитектуры, невозможно. Это непременно нужно увидеть своими глазами, подняться по его каменным лестницам, вглядеться в рисунки и фрески, прикоснуться к колоннам и скульптурам.

Только тогда понимаешь масштабность замысла и представляешь, как все выглядело «тогда».

Величие и крах Персеполиса

Наш гид, прекрасная Фатима, не отвлекается на личностные беседы и говорит только по существу.

В 558 году до нашей эры в местности Персия на востоке Эламской территории царём стал Кир Великий. Он основал столицу в городе Пасаргады и после войны с Мидией, у которой находился сначала в подчинении, стал царем обоих государств. Так начался рост могущества Ахеменидской империи.

В битве против массагетов в 550 году до нашей эры Кир был убит, а трон унаследовал Камбис. После серии переворотов царем Персии становится Дарий I, который происходил из рода Ахеменидов, правивших Персией до Кира. В течение года он боролся с волнениями в стране и провел реформы государственного управления. Дарий разделил страну на сатрапии, в которые могли входить автономные племенные группы и города.

Придя к власти в 512 году до нашей эры, Дарий решает построить Персеполис - величественный город, равного которому доселе не было во всем известном мире. Для этого он выбрал гору Кух-е-Рахмат (Гора милосердия), возвышавшуюся над равниной Мервдашт в 60 км от города Шираза.

Персеполис по замыслу Дария Великого должен был стать не только столицей, но и духовным центром первой в мировой истории империи, символом самых амбициозных намерений императора Дария I Великого, задумавшего создать свободное многокультурное государство.

Буквально срезав плато, была расчищена и подготовлена каменная платформа, которая и стала основанием будущего города. Только на подготовку платформы площадью 135 000 кв. км понадобилось пять лет.

Но вот площадка готова, и Дарий I начинает строить город. Он приглашает специалистов-архитекторов со всех концов империи, о чем свидетельствуют надписи, обнаруженные в источниках того времени. Основные здания задуманного комплекса были построены Дарием I, но еще на протяжении более ста лет его сын Ксеркс и внук Артаксеркс достраивали и украшали Персеполис.

Он простоял 270 лет, удерживая титул самого великого и красивого города античного мира. Казалось, что жизнь его будет вечной. Однако волею судьбы в греческом городе Пелле в 356 году до н. э. родился Александр Великий. Через двадцать лет он унаследовал престол Македонии, и уже через два года, в 334 году до н. э., повел огромную армию в Азию. Македонский был воспет во многих средневековых европейских балладах и романсах, ему поклонялись иудеи, коптская церковь Египта канонизировала его как святого. Именно ему было предрешено богами, покарав персов, разрушить Персеполис.

- Сейчас вы видите развалины, но, как известно, красивые здания оставляют красивые руины, - заключает Фатима.

С этим нельзя было не согласиться. Глядя на колонны, устремленные в небо, мраморные лестницы, фрески, рухнувшие и поломанные фрагменты статуй и стен, лично я не мог сдержать своего восторга...

Величие и крах Персеполиса

Космополитическая природа Ахеменидского государства видна и на рельефах центральной лестницы Персеполиса.

Представители всех стран, входящих в империю, приносят дары в дань великому царю - ткани, металлические сосуды, боевых слонов, золото, экзотических животных...

Центральным и самым древним сооружением комплекса является ападама Дария I, возвышающаяся над террасой на четыре метра. К ней ведут две параллельные лестницы, настолько пологие, что по ним можно было проехать на колесницах. Главную же ценность этих лестниц и всей террасы ападамы составляют рельефы, высеченные на каменных плитах. По внешней стороне лестницы они изображают торжественное шествие царской гвардии, а по внутренней — шествие слуг, несущих баранов, сосуды и бурдюки с вином. Засыпанные толстым слоем песка, пыли и щебня рельефы ждали своего звездного часа до начала нашего века, когда они были наконец открыты миру в результате уже упомянутых археологических раскопок.

- Посмотрите сюда, - приглашает Фатима и показывает на рельеф, изображающий льва, убивающего быка. Линии рисунка четкие, абсолютно правильные. И все же персидским художникам не хватало динамизма, свойственного грекам: фигуры и узоры очень статичны и лишены жизни. Но в персепольских рельефах есть свое бесспорное очарование. Лев, пожирающий быка, - это основа всего того, что мы здесь видим. 21 марта наступает Новый год, и созвездие Льва находится в зените, а созвездие Тельца исчезает за линией горизонта для того, чтобы через месяц появиться вновь на небосводе.

У восточной двери ападамы изображен восседающий на троне царь царей Дарий I, за ним стоит наследник престола Ксеркс.

За ападамой, приблизительно в центре террасы, находился три-пилон, вероятно, главный парадный зал в Персеполисе. Его лестница украшена рельефными изображениями сановников, на восточных воротах мы видим еще один рельеф, изображающий Дария I на троне и наследника Ксеркса.




- Все, что вы видите здесь, - разъясняет Фатима, - было создано для одной цели: проведения торжественной церемонии празднования Нового года, или Нооруза, как мы его называем сейчас.

Далее располагалось огромное помещение, названное археологами Залом ста колонн по количеству найденных оснований. По бокам стояли большие каменные быки, восемь мраморных ворот были украшены сценами из царской охоты и сражений царя с демонами. К зданию со стороны скалистого склона примыкали лабиринты сокровищниц, кладовых и жилых помещений, от которых сохранились практически только фундаменты. Зал ста колонн, вероятно, был самым большим зданием, построенным в период Ахе-мснидов, и использовался как приемная Дария I. Справа от ападамы располагался царский дворец Тахара. На его стене Фатима показала нам надпись, которую сделал сам Дарий: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид, построил этот дворец».

Великие сокровища хранились во дворце, но они были украдены, а те, что остались, хранятся в Национальном музее в Тегеране.

Величие и крах Персеполиса

Экскурсия по Персеполису подходила к концу. В здании гарема Ксеркса, почти полностью восстановленном после открытия Персеполиса археологами, разместился небольшой музей найденных на территории комплекса находок.

- Руины, которые вы увидели, являются лишь жалкой тенью Персеполиса, - продолжила свой рассказ Фатима, - но вы можете представить себе его былое величие, если воспользуетесь своим воображением.

Мимо Зала ста колонн по гравийной насыпи мы вновь вышли на центральную площадь. Официальная экскурсия по Персеполису закончилась. Теперь мы свободны, и у нас достаточно времени побродить по древнему городу, заглянуть в самые сокровенные и таинственные места.

Было очень приятно побывать в местах, не испорченных реставрацией, окунуться в их мир и прошлое.

Чуть выше на склоне горы расположены две огромные вырезанные в камне гробницы. Это могилы персидских царей Атарксеркса II и Атарксеркс III. По натоптанной тропе я поднялся к гробнице Атарксеркса II. С площадки, ведущей в глубь гробницы, открывался необъятный вид на долину. На переднем плане в лучах послеполуденного солнца сверкал золотыми красками Персеполис. Какой великолепный вид! Это не просто панорама, отсюда открывалась панорама истории. Под впечатлением рассказов Фатимы, воображаемых картин и событий, желая продолжения, я спустился на нижнюю террасу горы и устроился на грязно-желтого цвета глыбе, вросшей в склон между некрополем и Залом ста колонн. Отсюда были видны весь Персеполис и уходящая за горизонт долина оазиса Мерв-Дешт. Солнце, взошедшее из-за горы Рахмат, освещало древний город. За дальним краем горизонталь Персеполиса обрывалась ступенью. Казалось, что среди этого реального пейзажа я иду по нависшей над пространствами дороге времени.

Стояла ранняя весна 485 года до нашей эры. До великого праздника Нооруз - дня весеннего равноденствия, который наступает по нынешнему календарю 21 марта, оставалось совсем немного. Вся прилегающая равнина расцвечена пестрыми шатрами уже прибывших на праздник гостей. Делегации продолжали прибывать. В назначенный день согласно заранее подготовленному распорядку они отправлялись с дарами в чертоги города-дворца, поражавшего своим великолепием, и всё это не происходило стихийно, а было продумано так, чтобы не обидеть и не унизить представителей других народов, входящих в состав империи.

Величие и крах Персеполиса

Персы никогда ни на кого не смотрели свысока, как, допустим, греки. Обычаи и верования покоренных народов персы уважали и никоим образом не ущемляли. Вот поднимается под звуки торжественной музыки делегация Египта, за ней шествуют сатрапы Вавилона и Ассирии, Малой Азии и Ирана, Афганистана и Бактрии. Следуют Согдиана и Хорезм... Все идут длинной вереницей к царю, чтобы упросить его обратиться к богу Ахуремазде (верховный бог зороастрийцев) и начать новый круг жизни. Царь принимает послов во дворце Тахара. Их дары тщательно переписываются и переносятся в хранилища, располагающиеся у подножья горы. Во дворце поддерживается священный огонь. И вот начинается главное действо. Царь стоит на возвышении перед огненным алтарем, вознося молитвы Ахуремазде, чей крылатый символ парит наверху. Теперь можно быть спокойным. Весна снова придет, все созвездия вернутся на свои места, и жизнь покатится снова по кругу вечности. Да будет вечной жизнь царя Дария I, царя царей, царя стран!

На этом связь с прошлым прервалась. Но я надеюсь, что картины древностей вернутся. Только нужно изменить месторасположение. Банальная мысль. И все же... Спускаясь от некрополя к руинам Персеполиса, я вновь задержался на одном из скальных уступов. Персеполис вновь был как на ладони. Сделав несколько снимков, я сел на теплую скальную плиту. Стояла тишина, руины великого города были прекрасны. Да, истинную красоту нельзя разрушить.

И я снова увидел Великий Персеполис! На календаре истории февраль 331 года до нашей эры. Было утро, когда молниеносным ударом из-за горы Кух-е-Рахмат фаланги Александра волной обрушились на Персеполис. Часть населения, ожидавшая возможного нападения, успела покинуть город, а те, кто остался, были преданы казни.

Сопротивления не было, и македонцы, заполнив площади Персеполиса, ликовали, размахивая мечами. Победа оказалась неожиданно легкой. Весь город, кроме царских дворцов, Александр отдал на разграбление своим воинам.

В Персеполисе ему достались несметные богатства царских сокровищ. По свидетельству Плутарха, чтобы вывезти их, понадобилось 20 тысяч мулов и 5 тысяч верблюдов.

...Шипящий звук пробежавшего мимо варана вновь оторвал меня от погружения в историю. Солнце по-прежнему освещало великие руины прямыми лучами. Большая группа местных экскурсантов собиралась на центральной площади, чтобы продолжить экскурсию. Большинство из них - женщины в черных накидках, они были похожи на большую стаю ворон, прогуливающихся в поисках чего-либо съестного.

Величие и крах Персеполиса

...Пал Персеполис. Александр в компании особо приближенных продолжает праздновать победу. Он сидит в окружении женщин, играющих и поющих на нескончаемом пиру, но вот музыка смолкла и на золотой колеснице через главные ворота Ксеркса въехала Тайс Афинская - любимая гетера Александра. Греки приветствовали красавицу восторженными криками — она была обнаженной, и лишь бесценные украшения оттеняли ее нежную кожу. Тайс не стыдилась и не прятала от мужчин своей красоты. Она устроилась рядом с Александром. Пир продолжался.

- Взгляните на этот дворец, - показывая на дворец Ксеркса, вдруг заговорила Таис. - Будет прекрасно, если Александр сожжет его вместе с нами.

Пьяная компания воодушевилась этой идеей. Стали раздаваться требования зажечь факелы. Решили, что это должен сделать Александр, так как только ему подобает такое. Все встали из-за столов и под звуки песен, флейт и свирелей двинулись к дворцу. Сразу же после Александра Таис метнула во дворец свой зажженный факел, то же самое сделали и другие. Прошло несколько минут, и все вокруг потонуло в разрушающем пламени.

Думал ли Александр, что сгорает величайший памятник человеческого гения, пусть даже поверженного? Думаю, нет.

Дворцы были пусты и ненужны, как не нужна была и сама персидская столица Персеполис.

В нескольких километрах к северу от Персеполиса расположена археологическая зона Накше-Рустам. Своеобразная гора-некрополь, где расположены четыре гробницы царей династии Ахеменидов.

Они вырублены в известняковых скалах на значительной высоте. Одна из гробниц принадлежит царю Дарию I, что установлено по надписям (522-486 до н. э.). Предполагают, что в остальных похоронены Ксеркс I (486-465 до н. э.), Артаксеркс I (465-424 до н. э.) и Дарий II (423-404 до н. э.).

Гробницы выполнены в форме арийского креста и видны издалека. Технология их создания идентична той, которая была использована при создании Петры в Иордании. После покорения Персии Александром Македонским гробницы были заброшены. И только спустя полвека это место стало своеобразным мемориалом и для царей сасанидской династии, пришедших к власти почти через 600 лет после Ахеменидов.

На плоском фасаде горы расположено более десятка рельефов. Семь из них посвящены царям сасанидского периода. На территории некрополя Накше-Рустам расположено квадратное в сечении здание высотой двенадцать метров. Название этого сооружения - Куб Заратустры. Из научных версий наиболее распространено мнение о том, что здание служило зороастрийским святилищем огня. По другой реже упоминаемой версии, под сооружением может находиться могила Кира Великого.

Прошло много лет. В 662 году на смену Сасанидам пришла исламская династия Аббасидов и еще многих других, ставших памятью истории.

Ветер и время засыпали Персеполис песком и щебнем. Лишь внимательному взгляду путника у желтых безжизненных подножий Горы милосердия еще видны едва заметные могилы последних ахе-менидских царей. Одна из них, оставшаяся незавершенной и разрушенной, выглядела наиболее забытой и заброшенной. В ней так и не нашлось места телу бесславного царя Дария III. Её непрорезанные рельефы - результат неожиданного поворота судьбы. Они как напоминание о печальном финале могучей империи, величии и крахе Персеполиса.
4-06-2014, 19:19
Вернуться назад