Информационно-туристический интернет-портал «OPEN.KG» / Под небом Босфора

Под небом Босфора

Под небом Босфора


Первый раз я попал в Стамбул лет пятнадцать назад. Летел в Каир. «Стыковка» была такой, что в Стамбуле мы просидели целые сутки. Гурецкая авиакомпания, которая дорожит имиджем, предоставила нам отель и экскурсию по городу. Вот тогда-то я и увидел Стамбул.
Огромный город: базары, мечети, руины древних крепостей и замков... Гид рассказывал о султанах, об их подвигах, о гаремах и богатствах турецкой земли. Были мы и на Босфоре, на прогулочных пароходах переплывали на азиатский берег, любовались мостами и картинами города, открывающимися с моря. Стамбул запомнился как красивый и большой восточный город.
И вот через несколько лет мы снова в Стамбуле проездом на Ближний Восток. У Виктора Кадырова, известного в Бишкеке издателя и постоянного участника наших путешествий, здесь живет партнер и хороший друг Ильяз-бей, владелец крупного издательского дома. Чтобы не терять времени даром, Виктор попросил Ильяз-бея организовать экскурсию и быть гидом по Стамбулу. Ильяз-бей был рад показать свой любимый город. 
В девять утра его автомобиль уже стоял у нашего отеля.
- Начнем с того, - сказал Ильяз- бей, - что в 1453 году 250-тысячная армия Султана Мехмета II осадила Константинополь. Император Константин XII располагал лишь 7 тысячами воинов, но, несмотря на подавляющее превосходство турков, византийцы сдерживали атаки в течение 53 дней. Однако 9 мая 1453 года Константинополь пал.
С этого времени и начинается история Стамбула. Султан Мехмет II переносит в Константинополь центр своей империи. Город приобрел новое лицо и новое название - Стамбул. Сюда были приглашены строители, которые очень изменили облик города, придав ему восточный колорит. Здесь появились мечети, медресе, турецкие бани, казармы для янычар, фонтаны, сады и многолюдные караван-сараи - словом, все, без чего трудно представить мусульманский город.
Новой столице уже нечего было бояться, она стала центром могущественной военной империи, в которой сам султан подавал пример мужества и шел в бой во главе войска.



Под небом Босфора

Стамбульский ренессанс
Чтобы увидеть основные достопримечательности Стамбула Османского периода, едем на его главную площадь. Вокруг неё расположено множество известных и посещаемых памятников истории и культуры. Современный вид площади был сформирован в период правления султана Ахмеда I. В византийский период на этом месте располагался ипподром. Сейчас площадь носит имя султана Мехмета.
Ильяз-бей не устаёт подпитывать нас исторической информацией. Интересного действительно много.
Грандиозная мечеть Ахмадие была построена в 1616 году. Место было выбрано лично султаном Ахмедом. Строительство началось в 1609 году. В ходе подготовительных работ было разрушено множество построек византийского периода, в число которых попали королевский дворец, трибуны ипподрома и ряд других дворцовых построек. Так появилась на свет чудо архитектуры - мечеть Ахмадие. Сооружалась она семь лет.
Зодчий мечети Мехмет-ага по прозвищу Ювелир до выявления архитектурных способностей служил в янычарском полку, где руководил возведением сооружений, связанных с водоснабжением и строительством каналов. Особенность мечети Ахмадие в том, что в отличие от традиционных религиозных строений Стамбула она появилась на свет с шестью минаретами. Четыре минарета имеют по три, два - по два балкончика, с которых муэдзины призывают к молитве.
Другое распространенное в мире название Ахмадие - Голубая мечеть - происходит от голубого и зеленого цветов турецкого фаянса, который был использован в декорировании стен и куполов. Свет, льющийся из 260 окон, таинственным образом подчеркивает красоту и изящество убранства, выдвигая его на первый план.
За Ахмедие располагается музей византийской мозаики, где представлена богатая коллекция плит и мозаичных панно со сценами охоты мифологических героев, датируемых IV и VI столетиями. Вся эта мозаика была обнаружена в ходе археологических раскопок в 1935-1938 годах.
Другой, пожалуй, самый главный памятник Стамбула, Ая- София, располагается с западной стороны площади. 3 июня 1453 года султан Фатих Мехмет, совершивший первый большой пятничный намаз в Ая-Софии, после захвата города приказал перестроить её в мечеть, и создал для этой цели специальный денежный фонд.


Под небом Босфора

Своего расцвета город достиг во времена правления Сулеймана I, известного под прозвищем Великолепный. Он был не только гениальным полководцем, но и блестяще образованным человеком, ценящим ум и таланты приближенных. В историю он вошел своими необычными для правителя романтическими отношениями с женой — славянкой Анастасией Лисовской, легендарной Роксоланой. В угоду ей он не только отказался от гарема в несколько сот наложниц, но и безжалостно расправился со старшим сыном и наследником Мустафой. Умело управляя волей могущественного владыки, Роксолана, перебравшаяся в личные покои Сулеймана, до самой смерти оставалась для него самой прекрасной и желанной женщиной. Потеряв её, султан приказал построить для любимой жены усыпальницу в том же месте, где предстояло покоиться и ему самому, — в саду мечети Сулеймание.
Строительство Сулеймание, начатое в 1550 году, было поручено зодчему Синану и закончено в 1557 году. По планировке мечеть в значительной степени напоминает Ая-Софию, которая служила архитектурной моделью и для других мечетей, построенных в различное время в Стамбуле и Анкаре.
Мечеть расположена в центре сада. Мы прошли внутрь двора, чтобы посмотреть на усыпальницы Сулеймана I и его жены Роксоланы. Тут целое кладбище, которое сегодня превращено в музей могильных плит, каждая из которых отличается художественной самобытностью. На кладбище покоятся влиятельные лица и дворцовая знать. Здесь находится гробница дочери султана Сулеймана I Михриман. А вот и сладкая парочка - сам султан Сулайман I и султанша Хуррем (Роксалана).
Мечетей в Стамбуле несколько сотен - больших и малых, с че-тырьмя, двумя и даже одним минаретом. Крупные мечети с более чем одним минаретом именовались султанскими. Некоторые из них - настоящие перлы мусульманской архитектуры, шедевры масштаба и колорита, свидетельство лиричности ислама. Стамбульские мечети — это ислам торжествующий, устремленный ввысь изящными копьями минаретов. И есть в этом что-то магическое, инопланетное.
Еще одним обязательным объектом туристических экскурсий по Стамбулу является дворец Топкапы. На протяжении 400 лет он являлся центром управления Османского государства. После завоевания турками Константинополя султан Мехмет приказал в 1475 году построить на его фундаментах дворец Топкапы. Строительство было закончено в 1478 году. Однако дворец продолжал достраиваться и обставляться до конца XIX века, вплоть до того времени, когда был покинут последним османским падишахом. Он занимает площадь более 700 тысяч кв. метров. Его территория протянулась на пять километров с выходом на берег Босфора.


Под небом Босфора

Территория дворца включает множество строений. Это целый город, которому нужно посвятить как минимум один день. К сожалению, у нас нет этого дня, поэтому мы ограничиваемся осмотром лишь части его достопримечательностей. Смотрим секции китайского, европейского и турецкого фарфора, оружия и гарем - по мнению Ильяз-бея, интересного уголка дворцового комплекса.
Гарем являлся запретным миром для постороннего глаза. Исключение составляли падишах и его ближайшие родственники. Сюда был открыт доступ лишь для представителей трех профессий: доктора, учителя и музыкантов.
В гареме, кроме жен и матери-султанши, жили и юные принцы - будущие наследники престола, их сестры и слуги. В дворцовом гареме прислужницами падишаха были наложницы. Как правило, местные красавицы и девушки, захваченные в плен в походах. В обязательном порядки менялись вера и имена наложниц. Женщины, ставшие супругами падишаха и родившие детей, получали право на получение отдельного помещения в гареме либо же выходили замуж за богатых сановников высшего ранга, после чего обретали свободную жизнь. Дворцовый гарем занимал площадь в 6 700 кв. метров, имел около 3 тысяч комнат. Глава черных евнухов - «господин девушек» был особой, приближенной к султану. Покои черных евнухов, которые занимались воспитанием и обучением наследных принцев, отличались убранством и роскошью. Интересно, что на эту должность назначали исключительно негров, которые подвергались принудительной кастрации.
Упоенный своим рассказом о дворцовом гареме, гид музея водил нас по комнатам и дворам, покрытым глазурованными изразцами, показывал школу, в которой воспитывались царевичи, покои падишахских жен, пышное ложе султанши и еще много чего. В результате я совсем запутался где гарем, а где нет. Слава богу, что время нас поджимало, и мы двинулись к следующему объекту, находящемуся прямо через дорогу.
Водоем Ерсбатан — крупнейшее сооружение, построенное в византийский период. Для того чтобы обеспечить город водой в достаточном количестве, в 532 году было построено подземное водохранилище, которое наполнялось водой из валенсианского акведука. Сам акведук, кстати, сооруженный в 375 году императором Валенсом, неплохо сохранился, его 200-метровая часть нависает над площадью Баязид.
Подземное водохранилище украшено римскими колоннами. В общей сложности их 336 - целый лес колонн. Одна из них особенная - покоится на скульптурном основании, изображающем голову Горгоны.





Под небом Босфора
Пока мы выбирались из туннелей Еребатана, Ильяз-бей занимался организацией нашего обеда. В Турция еда - святое дело. В маленьком уютном ресторанчике на террасе средневекового здания с видом на Босфор приютилось несколько столиков. Официант в белоснежной рубашке не стал приносить меню и спрашивать, что бы мы хотели отведать. Ильяз-бей позаботился об этом, и теперь мы только округляли глаза, глядя на количество и разнообразие подаваемых на стол блюд. Здесь и рыба, и мясные кебабы, и салаты, и соусы, и добавки... Да, в чем турки действительно достигли совершенства, так это в кухне. Существует мнение, что лучшая кухня китайская. Позволю не согласиться. Я тоже был такого мнения, пока не попутешествовал по Китаю. Больше всего, чего мне хотелось уже после десяти дней пребывания в Поднебесной, так это побыстрее вернуться домой к родным мантам, лагману, плову, борщу, к нашим замечательным помидорам и фруктам.
Здесь в ресторане произошла смена караула. Ильяз-бей — человек занятой, и потому наше дальнейшее путешествие было доверено молодому парню Кенешу. Кенеш родом из Кыргызстана, а точнее, из Кара-Кульджинского района Ошской области. В Стамбуле окончил университет по специальности «издательское дело» и теперь работает у Ильяз-бея в компании.
Нужно было торопиться: наш пароход отходил через пятнадцать минут. Боясь опоздать, мы помчались в порт на такси. Пожилой турок, поняв задачу, показывал невиданное мастерство вождения автомобиля по извилистым стамбульским улицам.
И вот он, Босфор. Сердце Стамбула. Свидетель и виновник его рождения, падений и взлетов, радостей и печалей...
Европа и Азия, разделенные Босфором, обречены на вечное со-зерцание друг друга. По обоим берегам на протяжении всего пролива растянулся Стамбул - один из крупнейших мегаполисов мира. Большая часть города находится в Европе, на азиатской части - меньшая и более современная.
В свою очередь европейскую часть города разделяет залив Золотой Рог. Примерно семь тысяч лет назад воды рек Алибей и Кагытхане, которые до сих пор впадают в северную часть Золотого Рога, слились с водами Босфора и образовали естественную гавань. На протяжении столетий Золотой Рог слыл одной из лучших природных гаваней в мире. Долгое время он оставался центром базирования военных и торговых флотов сначала Византийской, а затем и Османской империи. Воды этой бухты действительно по форме напоминают рог, причем считается, что назвал залив сам Визант в честь своей матери — Кероессы, ведь по-гречески Золотой Рог - Крисокерос.
Но есть и еще одна красивая легенда о том, что воды залива под лучами солнца искрятся настоящим золотом. Современное турецкое название Золотого Рога - Халич.


Под небом Босфора

Босфор — пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Черное море с Мраморным, а в паре с Дарданеллами - со Средиземным. Самое широкое место Босфора - 3 700 метров. Самое узкое — 750. Кстати, в этом самом узком месте был некогда построен первый мост через Босфор. Он был плавучий. И построил его персидский царь Дарий во время своего похода на скифов. Это было 2 500 лет назад. Войска Дария (700 000 человек) соорудили мост за очень короткий срок.
Слово «Босфор» означает по-древнегречески «коровий брод». Своим названием Босфор обязан греческому мифу об Ио — дочери аргосского царя Инаха, которую полюбил Зевс. Пытаясь спрятать любовницу от ревнивой жены Геры, Зевс превратил Ио в белую корову. Но Гера догадалась об этом и потребовала, чтобы корову принесли ей в жертву. Зевсу удалось предотвратить гибель Ио и организовать ей побег. Вдогонку за беглянкой Гера отправила шершня. Ио долго скиталась по разным частям античного мира, спасаясь от укусов преследующего её шершня. Во время пребывания на территории сегодняшнего Стамбула она избрала водный путь к спасению, нырнув в воды пролива, которые с тех пор и называют Коровьим бродом или Босфором.

В завершение этой истории Ио добралась до Египта, где ей удалось принять прежний облик и родить от Зевса сына Эпафа — родоначальника различных греческих героев, самыми известными из которых являются Персей и Геракл. Считается, что Ио известна и как египетская богиня Исида.

Трехпалубный корабль, заполненный туристами и жителями Стамбула, отплыв от берега и сбросив скорость, плавно пошел в сторону Мраморного моря. Казалось, что он стоит на месте, а берега движутся медленно нам навстречу. По обеим сторонам открывался бескрайний город: красивые дворцы и мечети, строения под красными крышами, современные небоскребы банков и бизнес-центров. В окружении мечетей выделялась башня Галата.

На верхней палубе было прохладно. Хозяин бара разносил кофе, чай и другие напитки. Он виртуозно жонглировал подносами и одновременно совершал сразу несколько действий: рекламировал свой тиар, обслуживал клиентов, брал оплату и давал сдачу. Наблюдать за этим было очень интересно. Но еще интересней было вокруг. Нас сопровождали стаи чаек, а птицы эти - душа Босфора, думал я, стоя на открытой палубе. Большие, красивые и очень умные птицы. Слету хватая корм, они пикируют, кричат и играют, обязательно попадая в кадр. Нигде я не видел столько чаек, как здесь, на Босфоре.
Босфор впечатляет. Его загадочная и манящая сине-зеленая гладь, набегая волной, разбивается водяным туманом. Далекие берега создают прекрасные тональные перспективы, оттеняют контраст, делают панорамы мягкими и легкими. Фотографируют все, кто находится на открытых палубах.
Наш кораблик проходит мимо красивой башни Кыз кулеси (Девичья башня). А вот навстречу движется чудовищных размеров океанский корабль. Он идет под мост и, кажется, обязательно заденет. Но это иллюзия, он проходит с огромным запасом, и все это потому, что Босфороский мост, или мост Ататюрка, — один из самых длинных и красивых в мире, уникальное инженерное сооружение. Его длина — 1 560 метров, ширина — 33 м, высота над водой 64 м, а расстояние между опорами — 1 074 метра. Мост был открыт 29 октября 1973 года к торжественной дате установления Турецкой Республики и стоил казне 130 миллионов долларов.


Под небом Босфора

Вскоре наш кораблик выходит в открытые воды. Берега удаляются, и навстречу прямо из воды выплывают причудливые, заросшие лесом острова, густо застроенные домами и виллами. Это Принцевы острова Мраморного моря. В прошлом архипелаг из девяти островов был местом отдыха византийских принцев.
Для нашей экскурсии Кенеш выбрал остров Буюкада - самый крупный (5,5 кв. км) и самый посещаемый. Условно он делится на две половины - обитаемую и необитаемую. Первая часть застроена немаленькими и, видимо, не очень дешёвыми виллами, в которых проживают современные турецкие принцы. Вторая, дальняя от причала половина - своеобразная природная зона. Чтобы туда добраться, решаем воспользоваться повозкой, запряженной лошадьми.
Неспешно покачиваясь, мы двинулись вдоль острова. Дорога поднималась все выше и выше. Вскоре мы очень пожалели, что соблазнились экзотическим предложением. Транспорт принцев только с виду оказался романтичным. Лошади беспрерывно выпускали воздух прямо на нас. И это было невыносимо. «Вот и почувствовали себя принцами», — подумал я и предложил обратный путь проделать пешком. Тропа шла по прекрасному сосновому лесу, сквозь который открывался вид на бухточки и море.
День подходил к концу. Солнце, повиснув над европейским бе-регом Босфора, кипело, выплескивая золотые стрелы. До момента заката было еще несколько минут. Народ высыпал на палубу, ища удобное место для созерцания. Пристроившись на средней палубе, я нашел, как мне показалось, удобный ракурс. Солнце должно было сесть прямо за минаретами Ахмадие.
Момент истины приближался... Прямо на глазах солнце из золотого превращается в кипящий рубин. Лучи, устремленные в небо, развернули вдоль всего горизонта легкую, похожую на сеть, краснолимонную накидку. Еще момент, и вот солнце, бросая последний взгляд на Босфор, повисает над верхней гранью стамбульских холмов. Под волшебным светом закатных лучей - бесчисленные минареты города, словно инопланетные изящные корабли.
...Секунды играли судьбой дня и ночи. Еще момент, и солнце проваливается сквозь границу теней. И тут, словно отрубленный турецким ятаганом, рубиновый занавес рушится в воды Босфора. Все закончено. Тень ночи упала на Стамбул, и лишь там, куда рухнул закатный занавес, еще несколько мгновений холодные воды искрились рубиновыми бликами.
29-05-2014, 21:21
Вернуться назад