Информационно-туристический интернет-портал «OPEN.KG» / Город цвета красной розы

Город цвета красной розы

Город цвета красной розы

Город Петра — наиболее известная достопримечательность Иордании. Его называют «домом вечности». И, наверное, не зря. Викторианский путешественник и поэт Дин Бургон написал о Петре строки, которые цитируют и по сей день: «Покажите мне другое столь прекрасное место в краю восточном, сравнимое с этим розово-красным городом, древним, как мир».
Петра - настоящее чудо света, являющееся наиболее впечатляющим произведением древности. Высеченные из скал и построенные из красного камня здания, будто парящие в пространствах миражи. Храмы, амфитеатр, дворцы, царские покои, усыпальницы, каналы и резервуары, бани, рынки, арочные ворота, улочки, лестницы, скульптуры и алтари... - это результат удивительных комбинаций природы и человеческой фантазии, уловившей и создавшей симбиоз помыслов и чаяний, мифов и обычаев канувшей в Лету цивилизации древности.
Все, что открывается взору в Петре, являет собой симбиоз природы и творения высокой человеческой культуры.

Скрытая в глубоких труднодоступных горах, окруженная царством пустынь Петра оставляет сильное впечатление. Войдя в Город богов (как еще называют Петру), путешественники сразу переносятся в совершенно другое пространственное измерение, другой мир. Словами невозможно передать чувства, охватывающие тебя уже при входе в город. Скалы, напоминающие облики богов и мифических героев, обступают со всех сторон, создавая ощущение причастности к глубокой истории.
Создатели города называли себя набатеями, что в переводе с арабского означает «ваятели». Они славились искусством обработки камня. Мастера не только создавали из камня храмы, жилища, театры, тюрьмы, но и умели собирать драгоценную в этих местах воду, высекая в каменной тверди сборочные желоба, направляя потjки дождевой воды в специальные водохранилища.
Горы, окружающие Петру со всех сторон, являлись фактором защиты от всякого рода посягательств.
Набатеи заселили горы Петры и земли Едома еще в VI веке до повой эры. Они осваивали источники вокруг Петры, высекали сканы, строили жилье и другие сооружения. Так постепенно многие поколения набатеев создали сказочный город в розовых скалах.
Укрепляя свои позиции через активную торговлю, набатеи накопили огромные состояния и стали обладать доминирующей властью в регионе.


Город цвета красной розы

Петра превратилась в столицу царства, которое охватывало северные районы нынешней Саудовской Аравии и юг Сирии, включая Дамаск, Мертвое море и пустыню Негев в Палестине. По утверждению историков, в Петре жило более 40 тысяч человек, что для тех времен считалось населением очень крупного города. Столица занимала 30 квадратных километров от общих 100, захваченных песчаными горами.
Приход правления Рима в Петру датируется II веком новой эры. Царь Равель II накануне своей смерти добровольно подписал соглашение о присоединение Петры к новой римской провинции Аравия в 106 году н.э.
Петра продолжала существовать под римским правлением, римляне строили и добавляли колоннадные улицы, амфитеатры. Город в 130 году лично посещал император Андриан...
Но постепенно Петра превращалась в обычный провинциальный город. Приход Византии и крестоносцев - последняя эпоха в истории города. Частые стихийные бедствия предопределили судьбу города Красной розы. Последние следы жизнедеятельности Петры отмечены серединой VIII века н. э.

Такова официальная историческая версия Петры, начинающаяся со времен набатеев. Но если верить существующему библейскому повествованию, история города вечности начинается задолго до прихода сюда набатейских племен.
История эта о двух сыновьях патриарха Исаака — Исаве и Иакове. Откройте 25—ю главу Книги бытия, где повествуется о том, как Исав спокойно уступил Иакову право первородства, а значит, и особые божьи благословения, обменяв этот бесценный дар Бо¬жий на миску чечевичной похлебки. Когда же он пожалел об этом, было уже поздно. Красная чечевичная похлебка не только дала название стране Едом, но и на долгие века разделила два народа: потомков Иакова, т. е. иудейский народ, и потомков Исава, т. е. едомский, или идумейский народ. 

Уже с первых лет своего существования Едом показал себя весьма воинственным и агрессивным государством. Войска его, подобно коршуну, совершали набеги, сея в округе смерть и страх, а затем с награбленным возвращались в свое неприступное гнездо — город Петру, расположенный высоко в горах. Особую ненависть питали едомляне к евреям, считая, что из-за них они лишились прекрасных земель Палестины, поэтому при каждом удобном случае мстили им, причем самым жестоким образом. Они не только принимали участие во всех войнах против Иудеи, но и выкупали у ассирийцев и других народов пленных иудеев, чтобы, отведя их в свои крепости, предать мучительным пыткам и казням. В Петре до сих пор сохранились красные ступени огромной лестницы, ведущие на площадку, где высился алтарь бога солнца. Эти ступени красны не только от цвета камня, но еще и потому, что пропитаны человеческой кровью...
Первым подчинить едомлян удалось царю Давиду, который при-соединил их к своему царству. Но уже при царствовании сына Давида — Соломона в Идумее вспыхнул мятеж и Едом снова отделился от Израиля. Однако Новоедомское царство, просуществовав чуть более 50 лет, было разгромлено иудейским царем Амасией, который уничтожил армию идумеев и захватил их столицу Петру. Затем на протяжении столетий еврейское государство переживало периоды упадка и расцвета, но народу едомскому так и не удалось вернуть себе независимость. Они оставались данниками Ассирии, затем Вавилона. Во II веке до н. э. царская династия Едома и огромное количество жителей были уничтожены воинственным племенем набатеев, пришедших с юга Аравийской пустыни.


Город цвета красной розы

Эта библейская история хоть и указывает на несколько другие исторические даты, но тем не менее существенно дополняет раннюю историю Петры, о которой официальные источники в Иордании умалчивают.
Петра оставалась забытой больше десяти веков. Ее вновь открыл швейцарский путешественник Иоанн Людвиг Буркхардт в 1812 году, посетивший Иорданию под именем шейха Ибрагима.
С тех пор начинается новая история Петры.
Увиденное глубоко потрясло воображение Иоанна, и к Петре устремились караваны ученых, кладоискателей и туристов.
Сегодня Петра - один из величайших памятников мировой истории, не уступающий по масштабам работ и воздействию знаменитым пирамидам Гизы.
Мне посчастливилось бывать у подножья пирамид и восхищаться ими в лучах рассвета и заката. Но то, что я увидел в Петре, несравнимо ни с чем.
Пирамиды Египта строились без малого тридцать лет. Петра создавалась тысячелетиями.
Туристическая история города Красной розы только начинается и имеет, по всей вероятности, колоссальные перспективы. Еще не все улицы Петры известны. Иорданские власти в лице Министерства туризма и археологии строго следят за развитием событий и умышленно ограничивают посещение учеными и специалистами районов Петры, понимая, какие огромные перспективы для развития туризма и археологии подарила им история.
Путь в город Красной розы начинается прямо от туристического центра Вади Мусса и идет к южным подножьям древних песчанных
гор Петры. Вымощенная дорога проходит между желтых гор. Справа и слева открываются глазницы гробниц, обелиски и алтари. Однако до самой Петры еще далеко.
Предполагают, что где-то здесь Моисей, ведя израильский народ в Землю обетованную, ударил посохом по скале и образовался источник. Доподлинно известно, что на самой высокой вершине красных песчаных гор похоронен брат Моисея - Аарон, который был первым библейским священником. Интересно, что теперь на месте захоронения Аарона стоит мусульманская мечеть.
Постепенно дорога втягивается в ущелье и вскоре приводит к началу каньона, у которого видны остатки строений входной арки. Это единственный путь в город Петру. Узкий эффектный каньон называется Сик (по-арабски - «проход»). Каньон естественного про-исхождения промыт потоками вод, стекающими к центру горного массива, где и располагается каменный город. Узкая брешь каньона меандрами врезается в глубь гор. Его протяженность — I 200 метров. На дне царит мрак: так высоки его отполированные водой стены. Каждый камень вызывает трепет и интерес. За каждым поворотом ожидаешь сюрпризов, но появляется новый, еще более причудливый поворот. И так десятки раз. Высота каньона — 70-120 метров. Время от времени на стенах видны давно выветренные очертания древних алтарей. Краски каньона Сик потрясают воображение. Высокие и изгибистые стены создают причудливую игру света и тени.




Город цвета красной розы

Верх каньона ярко освещен золотистым светом, который ниже по стенам рассыпается на множество разноцветных оттенков. Вдоль дна, на высоте около метра, тянется водосток, по которому дождевая вода стекала к резервуарам древних жителей города.
Путь по каньону был единственным, по которому можно было пройти в город Сик, и он хорошо охранялся. Проходя по нему, можно видеть выбитые в скалах ниши разных размеров, которые служили наблюдательными пунктами воинов, охранявших проход.
Набатеи чтили многих божеств древности, а благодаря близким отношениям с разными государствами той эпохи часто заимствовали чужую культуру. Они воспринимали другие божества как прообразы существующих богов. Так, например, арабское культовое божество Душшара — в переводе — «повелитель гор Ашшара», протягивающихся с севера Иордании до юга, — считалось аналогом Зевса.
Свои божества набатеи изображали абстрактно. Найдено очень мало человекоподобных фигур.
И вот наступает момент, когда впереди узкая брешь каньона озаряется золотистым светом, сквозь которую открывается вид на самое величественное зрелище города Красной розы. Это Хазна, или сокровищница Фараона - самый красивый монумент цивилизации набатеев. Хазна высечена полностью в целостной скале, высота ее
39 метров. На фасаде изображены картины жизни на этом свете и на небесах. В таких культовых рисунках прослеживается вера набагеев в продолжение жизни человека после смерти.
Только ли набатеи приложили руку к созданию сокровищницы Петры?
В ее архитектурных элементах ученые находят памятники, которые могли принадлежать и древним египтянам, и древним грекам, и древним римлянам. Строительство двух цитаделей в самом сердце Петры приписывают крестоносцам.
Сокровищница фараона не исключение. Ученые предполагают, что фасад Хазны высекали в каменной стене не менее 10 лет. Дата работы - вторая половина I века до нашей эры. Сооружение поражает симметричностью и мастерством, с которым выполнена композиция. Мотивы, высеченные на сокровищнице, вобрали в себя все существующие культуры тогдашнего мира, начиная с Индии и заканчивая Египтом и Италией. В скульптурной группе фасада искусе! поводы усмотрели Гора (египетского бога орла), греческую богиню Нику, двух воинов, прекрасных амазонок и двух кентавров.
Не смотря на название, ученыe уверены, что сокровищница — это все же не хранилище денег, а гробница одного из правителей набатейцев.


Город цвета красной розы

Хазна недаром расположена у входа в город: по замыслу ее создателей величественное и в то же время изящное сооружение должно было напоминать посетителям Петры о величии ее правителей, силе духа народа и вечности жизни.
Дальше мы осматривали главные достопримечательности Петры, которые располагались вдоль общепринятого маршрута для туристов. Группа за группой передвигался поток туристов от одного объекта к другому. Французы, американцы, японцы и особенно много русских... Фасадная улица — это своеобразный некрополь города.
Дальше королевский дворец, церковь, Храм крылатых львов, колоннадная улица, великий храм Петры, ворота Теменоса, дворец дочери фараона и, наконец, монастырь,
вознесенный на самую верхотуру гор, — это еще одна визитная кар-точка Петры. Более тысячи вырубленных в скалах ступеней образуют тропу, вьющуюся по отвесным вертикалям каньонов.
Долгий и утомительный путь к этому монументу стоит того. Фасад монастыря размером 50 на 50 является заключительным строением, завершающим архитектуру города на его западной границе.
Перед храмом построена просторная площадь, которая собирала большое количество людей, поднимающихся к храму для проведения религиозного обряда.
Город цвета красной розы

Когда мы поднялись по тропе к западу от фасада, перед нашими взорами открылся захватывающий дух вид на окрестности гор Петры, долину Арава и пустыню Негев, по которой проходили древние караванные пути из далеких стран Востока.
Спустившись в город, мы получили возможность избавиться от опеки нашего гида. Выбившись из сил, он попросил у нас разрешения отдохнуть за чашечкой кофе. Мы дали ему два часа, а сами пошли по каменным улицам Петры в неизвестном направлении. Улицы каменного города змеились, огибая ярко-красные, отполированные временем скалы, ажурными ступенями взлетали на плоские, вырубленные в скалах площадки, крутили петли вместе с каньонами, взбирались на гребни, нисходили в долины, открывая фасады резных ярко-красных зданий... И не было на этих улицах никого, кроме прохладного ветра и времени, остановившегося много веков назад.

Короткий январский день сгорал в лучах закатного солнца. Петра пылала алыми красками, контрастируя с темнеющим, но еще хранившим синь небом. Забыв о времени, мы поднялись на самую восточную вершину песчаных гор.
Открывшаяся панорама поражала величием. Я смотрел в сторону заказа. Гам, где проходила линия света и тени, узкая полоска красной гряды врезалась в сердце массива, и там в узких каньонах и стесненных долинах пряталась Петра. В ярких красках нарождающегося заката зга часть гор очертаниями напоминала высохший цветок красной розы. Завороженный неземной красотой увиденно¬го, я ощутил себя божеством, летящим в потоках времени и пространств. Однако чувство фантастического полета над сказочным городом было недолгим. Неожиданно солнце провалилось за горизонт, и реальность вернула горы, Петру, меня и всех остальных в обычное измерение.
25-05-2014, 13:39
Вернуться назад