Киргизские охотничьи ловчие птицы



Киргизские охотничьи ловчие птицы


Киргизские охотники различали 13 видов ловчих птиц — кречет: байбактуу шумкар — кречет с заметными волосками на ногах, куйко шумкар (это очень ценная птица — в старину победителю какого-нибудь соревнования дарили 9 ловчих птиц, и возглавлял эту девятку именно куйко шумкар), казы шумкар — настоящий кречет, кара шумкар — кречет с черным оперением (очень трудно поддается дрессировке), таза шумкар — кречет чистый без примеси, мойноктуу шумкар — кречет со светло-серой отметиной на шее, и ак шумкар — белый кречет и другие.

По преданию, шумкар возвращается с осенними заморозками и гнездится на неприступных скалах. Самка откладыает яйцо и якобы оставляет его на зиму, а высиживать начинает с наступлением весны. Однако эти представления неверны и с точки зрения физики, и с точки зрения биологии. Холод разрушает и скорлупу, и белок яйца, находящийся в полужидком состоянии. Большинство пернатых (исключение составляют сорные куры) высиживают свои яйца сразу же после того, как снесут их — это закон биологии. В период высиживания яйцо обогревается птицами, его температура в среднем составляет 42 градуса по Цельсию и выше. Если в этот ответственный инкубационный период яйцо чуть-чуть остынет по какой-либо причине, то процесс развития зародыша нарушится, и птенец не вылупится. Киргизы, видимо, рассуждали так: раз шумкар редко встречается и обладает такими выдающимися данными как ловчая птица, то и рождаться она должна не так, как другие пернатые.

Тынар — один из подвидов чуйлу или куша; в природе встречается — кара кашка тынар (с черной меткой на лбу) и кызыл кашка тынар (с красноватой меткой на голове), ылаачын-кара ылаачын, тоо ылаачын (подвиды сокола- сапсана) и куу-кумпай (самая бесстрашная из хищных птиц, по силе и ловкости превосходит беркута, в природе встречается очень редко).

И ителги и ылаачын гнездятся на высоких обрывах или крутых берегах. Крылья у этих птиц остроконечные; свою жертву они моментально, умерщвляют, перерезая ей сонную артерию острыми, как кинжал, клювами. При этом хищник, ударяя жертву ногой, вонзает в ее тело сильный коготь. Ителги характеризуется умением хорошо скрываться и внезапно нападать на свою жертву. Охотится эта птица обычно два раза в день: утром от 7 до 10 часов и вечером около 5—6 часов.

В последние годы орнитологи республики не находили гнезд шумкара и ылаачына. Они обычно у нас бывают на перелете из Таймыра, Сибири, Алтая-Саяна и прочих мест. Зимовать улетают в Афганистан, Иран, Индию. Отдельные из них недавно стали оставаться в наших краях, выводить потомство и даже зимовать. Это явление, по-видимому, возрождает прежние, давно утерянные гнездовые привязанности популяции крупных соколов.

В отличие от ителги и ылаачын куш, и кыргый не бьют жертву ногой, а хватают когтями на лету. Они гнездятся на деревьях и там ночуют. Крылья их округленные, хвост намного длиннее тела. В гнезде обычно бывает 2—4 яйца. Куш — долго живущая птица: 20—30 лет может она трудиться на своего хозяина.

Царь птичьего рода — буудайык (сказочная, хищная птица), тоже рождается от куша. Киргизские охотники делили беркутов на 65 видов и подвидов. При дрессировке к каждой птице надо было найти особый, подходящий для нее метод, так как они обладали индивидуальными характерами. Среди беркутов выделяли 4 берени (лучшие виды беркутов), которые отличались только им свойственными ловчими качествами. Например, чол буркуту — беркут, обитающий в пустыне, был грозой равнинной местности; калбыр канат, муз мурут — беркут, обитающий высоко в горах (хорошо переносит холод и стужу, гнездится в недоступных местах близко к ледникам) ; тынар — беркут с головой рыжего цвета и черным оперением тела и тоо комдот — самый крупный беркут (свою жертву, по словам охотников, сперва бьет, как ителга, мощным когтем, а затем сворачивает в комок обеими ногами и ждет прихода хозяина); от куйко рождается таканак (крупная пустельга, очень сильная и ловкая) и т. д.




Киргизские мунушкеры (специалисты по дрессировке ловчих птиц и охоте с ними), например, считали, что от ителги рождается шумкар — кречет.

Киргизские охотничьи ловчие птицы


Шумкары издавна высоко ценились как замечательные помощники на охоте. У азиатских народов, в частности, у киргизов, первые упоминания о соколиной охоте встречаются еще в XI веке, когда киргизский хан Урус Инал послал грозному Чингизхану в качестве ценного подарка ловчих птиц-шумкаров.

Орлы и соколы-кречеты широко упоминаются в поэзии, сказках, эпосах и легендах народов Средней Азии и Казахстана. Древние киргизские предсказатели считали, что если человек во сне увидел беркута или сокола, то у него дела пойдут успешно, т. е. все мечты человека сбудутся. Этих пернатых они относили к особо вещим. Тюркские названия кречетов, в том числе алтайского кречета турул-шункар, сункар, шумкар употреблялись в качестве личных родовых имен выдающихся героев, особенно военных вождей.

У воинственных тюркских и монгольских племен охота считалась не только развлечением, но и разновидностью военных упражнений. Под видом охоты они проводили рекогносцировку своей территории и территории врагов, если она располагалась по соседству, тренировали боевых коней и воинов, т. е. делали все, что было необходимо для подготовки к будущему сражению. Это отражает киргизская поговорка, сохранившаяся еще с VI— IX веков: Бектердин куш салып, жер кыдыруусу согушка даярданганы — Соколиная охота знатных — подготовка к войне.

Хорошие охотничьи птицы ценились очень высоко и считались гербом бесстрашного воина, их не продавали и не дарили никому.

Слово туйгун у киргизов с незапамятных времен означало ловкость и бесстрашие, было их символом. Когда умирал смелый и ловкий джигит, то люди обычно говорили: Туйгундан айрылдык — Потеряли мы самого бесстрашного туйгуна-воина.

В устном народном творчестве киргизов беркут символизирует бесстрашных воинов и военных вождей. Например, в эпосе «Манас» рождение Манаса предвещается беркутом, которого увидел отец героя Жакып во сне:

Я беркута видел во сне...
Смертоносен его удар —
Задний коготь стальной,
А передний коготь кинжал.
Я к ноге его привязал
Из тончайшего шелка тесьму.
Много дней и много ночей
Я ласкал его в юрте моей.
Всем пернатым внушал он страх —
Не могли парить в небесах.
Испугал животных земли —
По долинам бежать не могли.
Птицы в гнездах, звери в норах
Трепетали пред ними окрест.


В этих строках в поэтической форме описана любовь киргизов-беркутчи к своему крылатому помощнику. Народом сложено много легенд и сказок о знаменитых мунушкерах и ловчих птицах.


Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent