Исторические кыргызские песни. Песни нового стилевого типа



Исторические кыргызские песни. Песни нового стилевого типа

Кыргызское народно-массовое музыкальное творчество


В кыргызском народно-массовом музыкальном творчестве песни об исторических личностях и событиях почти не получили развития в виде самостоятельного жанра. История широко освещалась в большом и малом эпосах, но образы легендарных вождей и богатырей носили в них обобщенно-мифологический характер. Реальные же исторические личности — такие как ханы Шабдан и Ормон, датки Курманжан и Алымбек, баатыры Балбай и Кожомкул — чаще становились героями акынских песен, чем вокального массового фольклора. Крупные исторические события, происходившие в конце XIX — начале XX в. (присоединение Кыргызстана к России, народные восстания и др.), возможно, отражались в исторических песнях или поэмах, но достоверных сведений о них пока не имеется.

Филологами в полевой экспедиционной работе записано несколько произведений народной исторической поэзии. Ниже приводится один из образцов:

О, батыр, да пребудешь ты в звании ажы! Уж сорок лет ты — хан,
И когда отправился в священную Мекку,
Мы желали тебе
Вернуться во здравии на родину,
Чтоб вновь увидеть свой народ.


Стихи эти были сложены во время народного восстания кыргызов в 1916 г., очевидно, для похоронно-поминального причитания-«кошока» по случаю смерти хана Шабдана.

А. Затаевич нотировал две исторические народные песни: «Народ ты мой» («Сен элим») и «Свободный путь» («Эркин жол»). «”Сен элим”, — пишет он в комментарии, — революционная песня дооктябрьского времени на мотив старой песни “Шол-акем”» . Таким образом, перед нами — один из редких примеров исторической песни, возникшей как новая подтекстовка народной мелодии.

Жанр исторической песни нашел свое место в массовом и индивидуальном музыкально-поэтическом творчестве уже в советское время, что было обусловлено влиянием новой идеологии. Исторические песни этого периода можно разделить на два типа.

В песнях первого типа общественно-политическая тематика воплощалась средствами традиционного кыргызского мелоса. Песни о революции, родине, КПСС, Ленине, Сталине, комсомоле, Советской Армии, о колхозах и фабриках, советских праздниках, несмотря на «густую» идеологизацию, были приняты слушателями во многом благодаря их мелодической красоте и исполнению народными певцами .

Известная песня-поэма «28 баатыров» — пример исторического жанра, в котором новая тема претворена в эпическом речитативе. Калмамбет Эркебаев поет эту композицию, посвященную героическому подвигу Панфиловской дивизии под Москвой, на речитатив эпоса «Манас». Текст принадлежит поэту Аалы Токомбаеву.

Исторические песни второго типа основаны на обновленном мелодическом стиле, испытывающем к тому же влияние других национальных культур.

Песня-марш, словно приняв эстафету от традиционного марше-образного лейтнапева эпоса «Манас» и маршевого элемента токтогуловских «кербезов», пришла в кыргызскую песенную культуру (и не только народную) в XX в. Ранее жанр марша не был характерен для кыргызской народной песни — в отличие, например, от русской или немецкой. Процесс адаптации марша проходил непросто: не было навыков исполнения, нерегулярная ритмика, характерная для большинства песен, противилась четкой метрике марша. Этот жанр вообще не имел социальной почвы у кыргызов с их традиционно кочевым и полукочевым образом жизни.

Общая политическая ситуация в Кыргызстане была более изолирована от революционной России, чем в соседнем Казахстане, где уже тогда бытовали, по словам Б. Ерзаковича, песни типа «Казахской марсельезы», «Казахского интернационала», «Казахской варшавянки» и др.

Хамза Хаким-заде Ниязи в Узбекистане и Сакен Сейфулин в Казахстане переводили на свой язык русские революционные песни и создавали национальные образцы в этом стиле.

Во второй половине 1920-х годов в Кыргызстане начался процесс создания кыргызской советской маршевой песни — старые песни исполнялись с новым текстом, а также сочинялись новые стихи и мелодии. В программы концертов художественной самодеятельности обязательно, как того требовало время, включались хоровые патриотические песни. Ритмоинтонационный строй марша и новая тематика становились все более привычными. Большой вклад в становление нового песенного стиля внесли члены музыкально-хорового кружка столичного Педагогического техникума К. Жантошев, А. Малдыбаев, М. Элебаев, 3. Бектенов, С. Сасыкбаев — первое поколение выдающихся деятелей музыкального, литературного и театрального искусства республики.

Особо следует подчеркнуть роль Абдыласа Малдыбаева (1906— 1978), который принимал активное участие в формировании новой песенной культуры, как фольклорной, так, позднее, и профессиональной композиторской. Его песни на стихи различных поэтов обладают ярким народным характером, ибо сочинялись с опорой на традиционный интонационный словарь. Многие из них получили широчайшее распространение.

А Малдыбаев прошел путь от музыканта-самоучки до профессионального композитора и певца, народного артиста СССР (1939), лауреата Государственной премии им. Токтогула (1970). В его творчестве представлены многие вокальные жанры устной и письменной традиции — от песни до оратории. В 1929 г. Малдыбаев окончил Фрунзенский педагогический техникум и с тех пор его жизнь и творчество связаны с Кыргызским музыкально-драматическим театром, позже — театром оперы и балета, которому было присвоено имя композитора.

Начав сочинять свои мелодии в начале 1920-х годов, Абдылас всегда в своем творчестве откликался на самые актуальные темы времени. В годы учебы он создал песни «Прощание на заре», «Красное знамя» на слова К. Жантошева.

Далее последовали «Забойщики», «Жизнь цветет» («Гул турмуш») на слова Ж. Боконбаева, «Красный платок» («Ой, кызыл жоолукчан»), которые вскоре стали поистине массовыми. В 1940— 1950-е годы Малдыбаев обучался в Московской консерватории и продолжал сочинять: «Жизнь» («Омур») на слова Токтогула, «Кому скажу?» («Кимге айтам?») на слова А. Токомбаева, «Вот так» («Мына, минтип») на свои слова, «Мечта» («Тилек») на слова Ж. Турусбекова, «Девичья» («Кыз бурак») на народные слова и многие другие.

Всего композитору принадлежит около 400 песен. Душевная теплота лирических напевов, четкая поступь маршей, искрящийся красками юмор юношеских и детских песен выступают у Малдыбаева-композитора в союзе с выразительностью народного мелоса. Малдыбаев создал кыргызский романс, внес значительный вклад в хоровую культуру. Многие его напевы вошли составной частью в драматургию музыкальных драм и опер, созданных в соавторстве с В. Власовым и В. Фере. Это, в частности, классические национальные оперы «Айчурек», «Токтогул», «Манас». В этом же творческом содружестве создан первый Государственный гимн Киргизской ССР.

Обладая мягким лирическим тенором с элементами народного тембра, Малдыбаев-певец с успехом выступал как в народном, так и в оперном репертуаре. Он спел ведущие партии и создал запоминающиеся образы во многих спектаклях кыргызских и зарубежных композиторов.

А. Малдыбаев — крупный музыкальный и общественный деятель, депутат Верховного Совета СССР и Киргизской ССР, около 30 лет он возглавлял Союз композиторов Кыргызстана. Награжден многими орденами и медалями.

Развитию нового маршевого жанра способствовало созданное в республике в 1930 г. радиовещание, транслировавшее русские революционные и советские массовые песни. Одним из авторов маршевых песен патриотического содержания был Мукай Элебаев (1906—1944), известный писатель, поэт, драматург. Ему принадлежат песни «Уничтожим врагов» («Жоёбуз душманды»), «Путь к свободе» («Эркин жол»), «Песня батраков-пролетариев» («Жалчылар ыры»).

Массовую популярность получила в послевоенное время маршевая песня выдающегося акына и ырчы Атая Огонбаева (1900—1949) «Эр Панфилов», сочиненная под впечатлением подвига воинов-панфиловцев под Москвой в 1941 г. Автор исполнял ее с собственным сопровождением на комузе, она часто звучала и как унисонная массовая хоровая песня. В ней налицо черты стиля современных маршевых песен, которые удачно сочетаются с исконными свойствами акынских речитативов-«терме».




С первых лет строительства новой национальной культуры в Кыргызстане картина вокальных жанров стала неоднородной. Число авторов, сочиняющих и исполняющих новые песни в жанрах устного профессионального творчества, стало быстро расти. Их связи с народными традициями различные — от прямых до опосредованных.

К первому поколению народных авторов можно отнести акынов и ырчы, которые добились известности на рубеже XIX—XX вв. Это Токтогул Сатылганов, Муса Баетов, Атай Огонбаев. Творчество этих наследников песенных традиций знаменитых ырчы прошлого века (Боогачы, Мусакана, Сыртбая, Калмурата) отразило новое время, оставаясь традиционным по стилю.

Второе поколение представляют Калмурат Нурдоолотов, Жоламан Чоробаев, Асанбек Жантемиров, Абдрашит Бердибаев, Бектемир Эгинчиев, Абдыкалый Темиров, Экия Муканбетов, Канымбюбю Досмамбетова, заложившие основы новой кыргызской народной песни. Особенно заметными фигурами этого поколения были Абдылас Малдыбаев и Жумамудин Шералиев. Их вокальное творчество явилось переходным этапом от профессионализма устной традиции к письменному профессионализму, то есть к композиторской песне. Именно они первыми стали котировать свои мелодии.

Для песен, созданных авторами второго поколения, характерен широкий круг жанров: патриотические, трудовые, лирические. Стилистика песен опирается на народную основу, а также воспринимает черты жанра советской массовой песни во множестве ее разновидностей. Эти песни исполнялись не только их авторами, одноголосно, под аккомпанемент комуза, но и во множестве обработок, аранжировок, сделанных П. Шубиным, А. Затаевичем, В. Власовым, В. Фере и другими профессиональными музыкантами в 1930—1950-е годы.

К третьему поколению относятся авторы-песенники, чье творчество развивалось с 1960-х годов: Султан Мамбетбаев, Болотбек Абылгазиев, Мааданбек Алмакунов, Рысбай Абдыкадыров, Аксуубай Атабаев, Женишбек Шамшиев, Кудайберген Темиров, Усен Сыдыков, Мукан Рыскулбеков, Калыйбек Тагаев, Сардарбек Жумалиев, Тугелбай Казаков, Токон Эшпаев, Совет Урманбетов, Тургуналы Нурматов, Чубак Сатаев и др.

Среди них — представители различных профессий, в том числе и музыканты со средним и высшим специальным образованием (кроме композиторского). Многие владеют каким-либо музыкальным инструментом — чаще аккордеоном, баяном, реже комузом, гитарой, фортепиано. Поют и играют они, как правило, по слуху.

Искусство современных обончу вобрало в себя отдельные свойства народной вокальной традиции, самодеятельного творчества и композиторского мышления. Такой вид музыкальной деятельности не имеет четких границ и позволяет назвать его полупрофессиональным.

Музыкантов такого типа ныне именуют мелодистами или обончу жана аткаруучу (букв, «автор и исполнитель напевов»).

Песни мелодистов чрезвычайно популярны в республике и составляют серьезную конкуренцию произведениям профессиональных композиторов Кыргызстана, что является характерным для культуры стран Центральной Азии. Данное обстоятельство заставляет обратить пристальное внимание на феномен творчества мелодистов.

Нельзя не заметить некоторой общности произведений кыргызских песенников третьего поколения с творчеством «бардов» и других самодеятельных авторов СССР — СНГ, работающих в жанре «авторской песни». Их роднят способность непосредственно откликаться на духовные и эстетические запросы массового современного слушателя, актуальность личностной и социальной тематики песен, полупрофессиональный характер творческой деятельности, преобладание сольной формы выступлений, при которой автор сам аккомпанирует своему пению, устный характер творчества, а также острое ощущение интонационного словаря эпохи.

При этом для кыргызских музыкантов, в отличие от современных российских «бардов», приоритетным является не поэтическое слово, а мелодия. Стихи их песен сочинены зачастую профессиональными поэтами.

Как известно, вокальный стиль, исполнительская манера и сценический имидж в целом — неотъемлемая стилевая черта жанра «авторской песни». Поэтому важным компонентом творчества мелодистов является интерпретация ими собственных песен.

Каждое новое поколение народных авторов-песенников развивает творческие традиции в соответствии с художественными требованиями своего времени и прокладывает путь к дальнейшему развитию национальной песенной культуры.

Мелодисты нынешнего поколения обладают иным, синтетическим слуховым багажом, по сравнению с их предшественниками. Радио, телевидение, кино и видеоиндустрия пополняют арсенал их выразительных средств. Лады мажоро-минорной системы и четкая ритмика, гомофонно-гармоническое мышление взамен прежнего монодийного, куплетная структура взамен строфической, аккордеон или баян в качестве аккомпанирующего инструмента существенно изменили облик современной кыргызской народной песни. Примером может служить популярная лирическая песня Асана Керимбаева «Где ты, Мунара?» («Мундашым Мунара»).

Основу репертуара мелодистов составляют лирические жанры. Немало песен «моторного» и танцевального характера, что соответствует активному отдыху современной молодежи. Среди множества примеров такого рода — «Приглашаем на свадьбу» («Тоюбузга келгиле») А Сейтказиева, «Поздравляем с днем рождения» («Куттуктап туулган кунунду»), Ш. Дуйшеналиева, «Новый армян» («Жацы арман») Ч. Сатаева, «Жажда»® («Эцсоо») Т. Нурматова, «Двадцатая весна» (Жыйырманчы жаз») Т. Казакова и др.

Современная песенная волна обогатилась новыми жанрами. Появились песни смешанного типа, объединяющие стиль разных жанров. Слуховой мир современного человека, благодаря средствам массовых информационных коммуникаций, можно назвать «планетарным». И мелодисты осознанно или интуитивно дополняют национальный певческий стиль интонациями других музыкальных культур, например, узбекской, казахской, русской, итальянской, индийской.

Благодаря новым выразительным средствам, отражающим образы современности, песни мелодистов по стилю и содержанию значительно отличаются от старинных народных песен. Они составляют новый вид национального аильно-городского молодежного песенного фольклора, рассчитанного на широкую аудиторию.

В то же время следует признать, что песни мелодистов несут в себе немало стилевых противоречий. Лишь определенная часть песен обладает художественной ценностью — органичным сочетанием поэзии и музыки, индивидуального и массового, национального и инонационального, традиционного и современного. Тем не менее, большинство достаточно заурядных образцов жанра также находят своих поклонников среди слушателей с невзыскательными музыкальными вкусами.

Таким образом, разновидности современного кыргызского песенного творчества — марши, вальсы, лирические (новые «секетбай», «куй- ген», «арман»), шуточные и прочие песни — составляют достаточно активный на авансцене массовой музыкальной культуры жанровый слой и являются результатом развития национальной песенности от истоков до наших дней.

Сказанное выше позволяет определить этот, еще окончательно не оформившийся жанровый массив как песни нового стилевого типа.

В 1980—1990-е годы самодеятельные и профессиональные музыканты организуют по западному образцу эстрадные вокально-инструментальные ансамбли с собственным репертуаром, в котором определенное место занимают песни нового стилевого типа и фольклорные обработки.

Итак, кыргызские народные песни объединяются в большой и многосоставный жанровый пласт. Они демонстрируют не только внешнее многообразие жанровых разновидностей, но и внутреннее взаимодействие и взаимопроникновение музыкально-поэтических образов и структур.

Являясь одним из ярких и лаконичных средств художественно-эстетического отражения быта и эмоционального мира кыргызов, рассмотренные в данной главе фольклорные песенные жанры продолжают свою творческую жизнь в современную эпоху. В новых социокультурных условиях они служат звеньями исторического развития национальной музыкальной и поэтической культуры кыргызского народа.

Запись 1903 года, Семетей от Кенже Кара


Комментарии (1)

Kyrgyz-Audio
Kyrgyz-Audio
Песня Ой, кызыл жоолукчан в исполнении Анарбека Ибраева
https://kyrgyz-audio.com/anarbek-ibraev-kyzyl-zhoolukchan/
Ответить
Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent